Проблемы обращения с коммунальными отходами в России были подняты на заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Совет взглянул на эту острую проблему с точки зрения соблюдения гарантированных Конституцией прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Выступая в числе основных докладчиков, председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды О. Тимофеева дала негативную оценку первым шагам реформы в сфере обращения с отходами. Выявилось огромное количество проблем и рисков, в том числе коррупционных. Главный документ реформы – территориальные схемы обращения с отходами, утвержденные в каждом российском регионе, не выдерживают критики.
«Качество терсхем низкое, много ошибок и неточностей. Некоторые терсхемы – в Иркутской, Ульяновской областях – уже оспариваются в судах. Из-за того, что в законе не было предусмотрено обязательное включение в территориальные схемы всех объектов размещения отходов, некоторые муниципальные полигоны просто выпали из схем. Неугодных игроков выдавливают и потом будут банкротить. Фактически это искусственный передел рынка, – отметила О. Тимофеева. – Муниципальные власти вообще остались не у дел. У них нет никаких полномочий, они не могут даже контролировать работу регоператора на своей территории. Правительство сейчас предлагает наделить муниципалов полномочиями по контейнерным площадкам, и все».
Парламентарий считает, что реформу обращения с отходами необходимо срочно корректировать, так как запускать ее по некачественным терсхемам – огромный риск. Сейчас необходимо честно признать низкое качество территориальных схем, утвердить к ним жесткие требования и заставить оперативно доработать.
В июле Правительство РФ внесло в Государственную Думу поправки в законодательство об обращении с отходами. К сожалению, по словам О. Тимофеевой, правительственные поправки не снимают выявленные риски. «Вместо этого мы увидели желание дополнительно включить в тариф для населения расходы на обработку, сортировку мусора, – подчеркнула она. – Если сортировка мусора приводит к получению дополнительного дохода операторами от продажи вторсырья, за это не должны платить граждане. Если сортировка позволяет снизить объем захоронения отходов, то это прямой интерес полигона – он будет дольше эксплуатировать земельный участок. И тогда тоже за это не должны платить люди».
До сих пор Правительством не выполнено поручение Президента РФ о вовлечении общественности в обсуждение территориальных схем обращения с отходами. Они почти во всех регионах страны не прошли общественные обсуждения. Не выполнено также поручение Президента предусмотреть стимулы для вовлечения населения и малого бизнеса в сбор, сортировку и утилизацию отходов. Срок истек 1 июня этого года. В предложенных Правительством поправках эти поручения Президента снова остались без внимания.
По мнению О. Тимофеевой, главная проблема – отсутствие у реформы единого координационного центра.
«Мы будем тщательно дорабатывать предложенные Правительством России поправки. Надо садиться за стол переговоров, привлекать регионы и убирать все риски, пока реформа не привела нас к еще худшим проблемам. Подготовка законопроекта ко второму чтению не требует получения отзывов из регионов, но мы считаем, что с территориями обязательно надо советоваться. Уже начали их подключать», – сказала председатель думского Комитета по экологии и охране окружающей среды.
Кроме того, депутаты намерены проверить реализацию проектов по рекультивации свалок. На такие проекты по ликвидации накопленного экологического вреда в федеральном бюджете предусмотрено 2,4 млрд руб. Что происходит со свалкой, когда она закрывается? В частности, в июне этого года по указанию Президента В. Путина был закрыт полигон Кучино в Балашихе. О. Тимофеева обратила внимание участников заседания на то, что сейчас большая проблема – отсутствие профессиональных исполнителей таких проектов. За их реализацию зачастую берутся малоизвестные фирмы. Вопрос вызывают и технологии рекультивации. «Порядок рекультивации земель был утвержден в 1994 году и не обновлялся более 20 лет!» – заметила председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды.