Для проведения научных исследований иностранная организация, имеющая представительство в России, готова перечислить организации денежные средства в виде пожертвования. Вместо договора пожертвования иностранная организация просит о подписании письма-соглашения в одностороннем порядке. Соблюдена ли письменная форма договора в этой ситуации?
С. Вискалов, г. Уфа
Ответ. Согласно п. 1 ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. В силу п. 4 этой же статьи в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, договор в письменной форме может быть заключен только путем составления одного документа, подписанного сторонами договора. Договор пожертвования движимого имущества, дарителем по которому является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей, должен быть заключен в письменной форме (абз. 2 п. 2 ст. 574 ГК РФ). Требования о заключении таких договоров путем составления одного документа, подписанного сторонами, законодательство не устанавливает.
В соответствии с п. 3 ст. 434 ГК РФ письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ. Эта норма предусматривает, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в оферте условий договора (в частности, уплата соответствующей суммы) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. Следовательно, если в ответ на письменное предложение о предоставлении пожертвования лицо, которому такое предложение поступило, перечислит запрошенную сумму, такие действия будут свидетельствовать о заключении между жертвователем и получателем договора в письменной форме (постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2011 № 15АП-12807/2010, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2017 № 15АП-3532/17, Арбитражного суда Свердловской области от 10.02.2005 № А60-27135/2004-С4).
Отметим, что в рамках этой консультации по причине невозможности правового анализа договоров мы не можем однозначно квалифицировать описанные в вопросе отношения и оценить вероятность признания указанной в вопросе суммы как полученной в рамках не пожертвования, а обычного дарения. В связи с этим обратим внимание на то, что согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение в общеполезных целях вещи или права. Безналичные же деньги не отнесены законом ни к вещам, ни к имущественным правам (ст. 128 ГК РФ). Однако примеров квалификации на этом основании в правоприменительной практике безвозмездных денежных поступлений в безналичной форме, как не отвечающих признакам пожертвования, нам неизвестно.