Суммарный консолидированный бюджет регионов за шесть месяцев 2017 г. был исполнен с традиционным для полугодия профицитом. Времена быстрого наращивания регионального долга, по оценке ученых ВШЭ, закончились. Тем не менее в ряде субъектов Федерации проблемы бюджетной сбалансированности стоят вполне остро.
За 1-е полугодие 2017 г. номинальные доходы консолидированных региональных бюджетов выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9,4%.
Прирост поступлений налога на прибыль составил 12,4%, платежи по НДФЛ увеличились на 8%. Рост поступлений по налогу на прибыль связан, по мнению эксперта Центра развития ВШЭ Андрея Чернявского, с прекращением — под давлением федерального центра — предоставления регионами льгот по налогу.
Доля третьего важнейшего компонента региональных доходов — трансфертов из федерального бюджета по сравнению с 2016 г. снизилась. За последние семь лет сокращение трансфертов стало устойчивой тенденцией.
Помимо абсолютного и относительного снижения размеров трансфертов федеральный центр ужесточает условия их предоставления, что существенно ограничивает экономическую самостоятельность регионов. С 2017 г. предоставление субъектам Федерации дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности обусловлено целым рядом обязательств. В частности, регионы должны провести оценку эффективности предоставленных ими налоговых льгот и обеспечить рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета.
Расходы региональных бюджетов в 1-м полугодии 2017 г. по сравнению с январем — июнем 2016 г. выросли на 6,3%.
В постоянных ценах прирост составил 1,8%, прервав тенденцию к сокращению расходов регионов в реальном выражении, сложившуюся в 2012—2016 гг. Тем не менее они все еще на 12% ниже аналогичных параметров 2012 г.
Бюджетные расходы в 1-м полугодии 2017 г. сильно дифференцированы по регионам. По 25 субъектам Федерации они снизились по сравнению с 2016 г. в номинальном выражении. В то же время по ряду регионов с высоким удельным весом в общем объеме расходов темпы роста поступлений в 1-м полугодии 2017 г. заметно превышали средний показатель. Например, в Москве расходы выросли на 16%, в Санкт-Петербурге — на 15%. В некоторых регионах наблюдался еще более значительный рост бюджетных расходов. Например, в Калининградской области они увеличились более чем в 1,5 раза.
Падение расходов в реальном выражении по сравнению с показателями пятилетней давности в некоторых регионах, а также снижение в ряде субъектов Федерации расходов в номинальном выражении свидетельствуют об их сложном финансовом положении. В целом регионы проводят ограничительную расходную политику: в 2015—2017 гг. это сказалось прежде всего на инвестиционных расходах, но затронуло и социальную сферу.
«За 1-е полугодие 2017 г. по сравнению с 1-м полугодием 2016 г. номинальные расходы на образование выросли в консолидированном бюджете на 5,5%, в реальном выражении их рост составил 1%, — констатирует А. Чернявский. — Однако если посмотреть на динамику расходов на образование в неизменных ценах за несколько лет, мы увидим рост в 2011—2014 гг., связанный с выполнением президентских указов, а затем снижение».
За январь — июнь 2017 г. суммарный консолидированный баланс регионов был сведен с большим профицитом, составившим 437 млрд руб. (1% ВВП). Примерно половина этого профицита (210 млрд руб.) была сформирована в Москве. В то же время 38 регионов завершили полугодие с дефицитом (в прошлом году таких субъектов Федерации было 52).
В целом, в 1-м полугодии 2017 г. регионы смогли заметно увеличить собственные доходы, отчасти за счет отказа от налоговых льгот. Трансферты из федерального бюджета как доля в доходах продолжают сокращаться. Расходы регионов в реальном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года незначительно выросли, но составляют лишь 88% от уровня 1-го полугодия 2012 г. Рост расходов субъектов Федерации в реальном выражении обеспечен их быстрым увеличением в нескольких регионах, в частности, в Москве и Санкт-Петербурге. Число регионов, закончивших 1-е полугодие с бюджетным дефицитом, по сравнению с прошлым годом заметно сократилось.
Данные об исполнении региональных бюджетов, по мнению экономистов «Вышки», свидетельствуют о медленном улучшении экономической и бюджетной ситуации в регионах. Но если это улучшение будет происходить такими темпами, наверстывать уровни расходов пятилетней давности придется еще очень долго.