Федеральный бюджет «запаздывает» с дефицитом

| статьи | печать

Динамика основных параметров главного финансового плана страны по итогам 1-го полугодия 2017 г. характеризуется ростом доходов на 1,8 п.п. ВВП и сокращением расходов на 0,8 п.п. валового продукта. Дефицит федерального бюджета составил 407,9 млрд руб. (1%. ВВП), что в три с лишним раза ниже показателя января — июня прошлого года. Финансисты считают, что размер дефицита еще увеличится к концу 2017 г., но все равно будет значительно меньше прошлогоднего уровня.

Размер доходов федерального бюджета за 1-е полугодие 2017 г., по данным казначейства, составил 7122 млрд руб., что больше на 1253,3 млрд руб. (1,8 п.п. ВВП) показателя за аналогичный период предыдущего года. Рост поступлений в казну был обусловлен увеличением как нефтегазовых доходов на 780,4 млрд руб. (на 1,4 п.п. ВВП), так и ненефтегазовых поступлений на 472,9 млрд руб. (0,4 п.п. ВВП). В результате доля нефтегазовой компоненты в структуре доходов увеличилась с 35,9 до 40,6% относительно соответствующего периода прошлого года.

Налоговые доходы за январь — июнь 2017 г. выросли на 1291,4 млрд руб., или на 2,1 п.п. ВВП к уровню 1-го полугодия 2016 г. Улучшение динамики в номинальном выражении и в долях валового продукта отмечается по всем видам налоговых доходов, за исключением НДС на товары, ввозимые на территорию РФ (соответствующие поступления сократились на 0,2 п.п. ВВП, что, вероятнее всего, связано с укреплением рубля).

Важная деталь: увеличение налоговых поступлений обусловлено преимущественно динамикой платежей по НДПИ, которые продемонстрировали рост на 1,4 п.п. ВВП, или на 684,7 млрд руб. относительно аналогичного периода 2016 г. Это вызвано как ростом цен на нефть марки Urals (с 37,8 долл. за баррель до 50,3 долл.), так и повышением базовой ставки НДПИ с 857 руб. за тонну нефти в 2016 г. до 919 руб. в отчетном периоде.

Выросли за рассматриваемый период все налоговые доходы, связанные с внутренним производством и спросом. Так, поступления налога на прибыль организаций увеличились на 0,2 п.п. ВВП, до 359,4 млрд руб. (59,9% от прогнозируемого годового объема). Доходы по внутреннему НДС и акцизам также показали рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,3 и 0,2 п.п. ВВП соответственно.

Поступления в федеральный бюджет доходов от внешнеэкономической деятельности, как и в 1-м полугодии 2016 г., составили 2,9% ВВП при незначительном росте в абсолютном выражении (на 98,7 млрд руб.).

Расходы снижаются в долях ВВП

Объем расходов федерального бюджета по итогам января — июня равнялся 7529,9 млрд руб., что больше аналогичного показателя 1-го полугодия 2016 г. на 232 млрд руб. Но в относительном выражении наблюдалось снижение затрат бюджета (–0,8 п.п. ВВП).

«Если говорить о функциональной классификации расходов федерального бюджета, то за 1-е полугодие 2017 г. относительно аналогичного периода 2016 г. отмечаются следующие изменения, — комментирует ситуацию эксперт лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин. — Увеличение расходов как в относительном, так и в абсолютном выражении зафиксировано по двум статьям — „Социальная политика“ (на 0,1 п.п. ВВП, или 234,9 млрд руб.) и „Межбюджетные трансферты» (на 0,1 п.п. ВВП, или 49,4 млрд руб.“».

Снижение финансирования произошло по статьям «Национальная оборона» (–0,5 п.п. ВВП, или на 116,3 млрд руб.), «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (–0,2 п.п. ВВП, или 26,5 млрд руб.), «Образование» и «Здравоохранение» (–0,1 п.п. ВВП по обеим статьям, или на 2,8 млрд и 35,7 млрд руб. соответственно). Сократились также расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» (на 0,1 п.п. ВВП, или 18,7 млрд руб.).

Ритмичность кассового исполнения расходов федерального бюджета по итогам 1-го полугодия составила 45,6%, (на 1,1 п.п. лучше динамики за соответствующий период 2016 г.). Таким образом, темп использования бюджетных средств приблизился к равномерному режиму расходования годовых объемов.

Вместе с тем сравнительно низкий уровень кассового исполнения бюджета отмечается по следующим разделам: «Национальная экономика» (36,4%), «Культура и кинематография» (36,7%), «Здравоохранение» (39,4%) и «Физическая культура и спорт»(29,3%). В разрезе статей отставание в ритмичности исполнения бюджета наблюдается в основном по направлениям, связанным с софинансированием расходов на топливно-энергетический комплекс (23,8%), дорожное хозяйство (25,3%), жилищное хозяйство (26,1%), общее образование (22,1%), молодежную политику (14,4%), прочие межбюджетные трансферты общего характера (20,5%).

Дефицит сокращается в абсолютном и относительном выражении

За 1-е полугодие 2017 г дефицит федерального бюджета составил 407,9 млрд руб. (1% ВВП), что существенно ниже показателя января — июня прошлого года, который равнялся 1429,2 млрд руб., или 3,6% ВВП.

Для покрытия дефицита в 1-м полугодии 2017 г. было направлено 521,3 млрд руб. из средств, полученных за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. При этом общий объем внутренних государственных заимствований составил 853,5 млрд руб., или 45,4% от запланированного объема на текущий год.

Накопленный на 1 июля 2017 г. объем государственного внутреннего долга составил 8469,1 млрд руб., что на 465,6 млрд руб. выше показателей начала года.

Размер государственного внешнего долга за январь — июнь 2017 г., напротив, сократился на 653,2 млн долл., в основном за счет погашения задолженности по внешним облигационным займам на 619,5 млн долл.

«В целом складывающуюся ситуацию с исполнением федерального бюджета по итогам 1-го полугодия 2017 г. можно охарактеризовать как более сбалансированную по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.», — подчеркивает аналитик лаборатории бюджетной политики ИЭП им. Егора Гайдара Татьяна Тищенко. Поддержание сложившейся динамики роста нефтегазовых доходов и способность правительства отказаться от перераспределения дополнительных нефтегазовых доходов, по оценке экспертов РАНХиГС и ИЭП, снижают существующие бюджетные риски, улучшая устойчивость всей бюджетной системы.

Основные параметры федерального бюджета за 1-е полугодие 2017 г. и 1-е полугодие 2016 г., % ВВП

2016

2017

Доходы

15

16,8

Расходы

18,6

17,8

Дефицит

–3,6

–1

ИСТОЧНИК: Федеральное казначейство, РАНХиГС