С приходом осени и в преддверии зимы огнеборцы МЧС могут, наконец, перевести дыхание — утихли природные пожары. Передышка нужна и их главному начальнику, министру Владимиру Пучкову, налетавшему десятки тысяч километров с одного огня в другое полымя. Больше него по времени находились в воздухе только самолеты и вертолеты Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Слов нет, сражались с огнем минувшим летом пожарные отважно, честь и хвала им. И все же можно было обойтись и без аврала, и без героизма, убеждены в экспертном сообществе. Если бы, конечно, федеральный законодатель не шел на поводу иных инициаторов законопроектов и хотя бы прислушивался к мнению экспертов.
Газеты писали, но ничего не принято
Круглой цифры 50 достигло в этом году количество федеральных законов с корректировками в Федеральный закон от 01.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Два последних из них были приняты в разгар схватки с летними пожарами в Сибири и на Дальнем Востоке — «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О статусе столицы Российской Федерации“» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве» (от 01.07.2017 № 141-ФЗ) и «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 29.07.2017 № 216-ФЗ).
И каждый раз при обсуждении законопроектов эксперты государственного и муниципального управления напоминали в самых разных СМИ, что малые населенные пункты оставлены один на один с огнем. Не во всех даже муниципальных районах есть подразделения Государственной противопожарной службы, состоящей, как известно, из федеральной службы и региональных служб в субъектах РФ. В Федеральную противопожарную службу входят пожарно-спасательные подразделения, созданные:
-
в организациях (объектовые подразделения);
-
закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО);
-
особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения);
-
на договорной основе (договорные подразделения).
О «высоком градусе» дискуссий можно вспомнить хотя бы по обсуждению проекта Федерального закона от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране». На страницах нашей газеты, в частности, эксперты утверждали, что задумка авторов законопроекта — возложить на добровольцев обязанности работников Государственной противопожарной службы и сохранить в неприкосновенности федеральный бюджет («ЭЖ», 2010, № 49). Были высказывания и о том, что «МЧС хочет, чтобы внештатные пожарные задаром или на свои собственные рубли защищали от огня жилища и производственные объекты».
Публичные предупреждения не были услышаны ни в Госдуме, ни в Совете Федерации. И весенне-летние сводки о сгоревших дотла или частично пострадавших населенных пунктах стали печальной обыденностью последних лет. В этом году МЧС и руководители регионов заговорили уже о поджигателях. Но нет сводок о возбуждении уголовных дел.
Нет сообщений и о доблести территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны (ДПО) — дружин и команд. Дружина от команды отличается тем, что не имеет «на вооружении пожарных автомобилей и приспособленных для тушения пожаров технических средств», но оснащена «первичными средствами пожаротушения и пожарными мотопомпами». Такое уточнение введено в закон о пожарной безопасности Федеральным законом от 22.02.2017 № 21-ФЗ аккурат перед пожароопасным сезоном.
Вынужденными добровольцами становились всем селом
Скудость информации о действиях подразделений ДПО объясняется просто: добровольные формирования зачастую существуют на бумаге. Одна из причин — «дырявые», то есть остродефицитные, бюджеты региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, призванных поддерживать огнеборцев-добровольцев.
Согласно Закону о добровольных пожарных дружинах и командах (ст. 11) их финансовое и материально-техническое обеспечение осуществляется за счет:
-
собственных средств;
-
взносов и пожертвований;
-
средств учредителя (учредителей);
-
средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления;
-
иных средств, не запрещенных законодательством.
О реальном финансовом риске при формировании и содержании подразделений добровольной пожарной охраны в муниципальных образованиях мы писали еще в декабре 2010 г., когда в пояснительной записке к тогда еще законопроекту обнаружили утверждение о том, что федеральный бюджет не понесет дополнительных затрат. В частности, мы выразили сомнение в способности муниципальных образований обеспечить страхование добровольцев «за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на содержание дружин и команд».
Примером неспособности местных бюджетов иметь статью о добровольных пожарных подразделениях служит… благодарность главы Пугачевского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области Александра Ламскова, направленная им 7 сентября председателю Всероссийского добровольного пожарного общества (ВДПО) Владимиру Кудрявцеву. В документе подчеркивается, что выстоять в борьбе с огнем местной добровольной пожарной дружине помогло пожарно-техническое снаряжение, полученное в декабре прошлого года от этой общероссийской общественной организации.
В станице Сиротинская Иловлинского района Волгоградской области тоже кстати оказалась пожарная машина — презент от министра МЧС, выпрошенный у него три года назад главой сельского поселения Надеждой Воронковой. Вместе с «подарком» станичники вывели против огня два мощных трактора «Кировец» и три трактора «Беларусь» с плугами, четыре тракторных повозки с бочками воды и сами встали живым кольцом из 150 человек вокруг Сиротинской и двух окрестных хуторов. Отбились.
А в селе Ягодном Ольховского района без презентов извне сгорели 19 жилых домов, пострадало 64 строения, хотя огню и здесь противостояли около 200 местных жителей.
Возможно, эпизод с подарком вспомнился министру В. Пучкову 7 сентября, когда на встрече с врио главы Бурятии Алексеем Цыденовым он сообщил, что пожарно-спасательная часть в городе Гусиноозерске будет переоснащена современной техникой и отремонтирована на средства из федерального бюджета. Теперь это подразделение будет финансироваться из государственной казны, а не из регионального бюджета.
Тем временем 26 сентября вступают в силу новые Правила противопожарного режима, утвержденные в прошлом году (постановление Правительства РФ от 20.09.2016 № 947), согласно которым органы местного самоуправления наделяются правом устанавливать на соответствующих территориях особый противопожарный режим. Еще они должны следить за тем, чтобы «противопожарные минерализованные полосы не препятствовали проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения». В обязанность местных властей вменено также определение мест для сжигания мусора из садоводческих и огороднических товариществ, потому что отныне в дачных поселках нельзя разводить костры.
Но, как говорят сведущие люди, лучше бы снега зимой побольше да дождей летом почаще. И чтобы законы принимались «от жизни», а не под диктовку ведомств. А пока поселения по-прежнему безоружны перед огненной стихией.
P.S. В таблицах указан только прямой материальный ущерб от пожаров, без учета затрат на их тушение.
Динамика основных показателей обстановки с пожарами в РФ в 2005—2009 гг.
Годы |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
---|---|---|---|---|---|
Количество |
226 952 |
218 570 |
211 163 |
200 386 |
187 490 |
из них: |
|||||
в сельской местности |
77 292 |
75 699 |
72 997 |
— |
37,8% |
в городах |
149 660 |
142 871 |
138 166 |
— |
62,2% |
Прямой материальный ущерб, млрд руб. |
6,8 |
7,9 |
8,5 |
11,9 |
10,9 |
Примечание. За восемь месяцев 2010 г. возникло 25 280 очагов природных пожаров. Это в 1,2 раза больше, чем за аналогичный период 2009 г. |
Динамика основных показателей обстановки с пожарами в РФ в 2011—2016 гг.
Годы |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
---|---|---|---|---|---|---|
Количество, тыс. |
168,5 |
162,9 |
153,5 |
150,8 |
145,9 |
67,8 |
из них: |
||||||
в сельской местности |
64,7 |
63,7 |
60,4 |
61,2 |
59,4 |
— |
в городах |
103,9 |
99,3 |
93,1 |
89,6 |
86,6 |
— |
Прямой материальный ущерб, млрд руб. |
18,2 |
15,7 |
14,9 |
18,2 |
22,4 |
5,3 |
Примечание. В январе—июне 2017 г. произошло 64 900 пожаров. Прямой материальный ущерб составил 5,7 млрд руб. |