Гарь от пожаров вновь заставляет задуматься, кто виноват и что делать

| статьи | печать

С приходом осени и в преддверии зимы огнеборцы МЧС могут, наконец, перевести дыхание — утихли природные пожары. Передышка нужна и их главному начальнику, министру Владимиру Пучкову, налетавшему десятки тысяч километров с одного огня в другое полымя. Больше него по времени находились в воздухе только самолеты и вертолеты Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Слов нет, сражались с огнем минувшим летом пожарные отважно, честь и хвала им. И все же можно было обойтись и без аврала, и без героизма, убеждены в экспертном сообществе. Если бы, конечно, федеральный законодатель не шел на поводу иных инициаторов законопроектов и хотя бы прислушивался к мнению экспертов.

Газеты писали, но ничего не принято

Круглой цифры 50 достигло в этом году количество федеральных законов с корректировками в Федеральный закон от 01.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Два последних из них были приняты в разгар схватки с летними пожарами в Сибири и на Дальнем Востоке — «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О статусе столицы Российской Федерации“» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве» (от 01.07.2017 № 141-ФЗ) и «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 29.07.2017 № 216-ФЗ).

И каждый раз при обсуждении законопроектов эксперты государственного и муниципального управления напоминали в самых разных СМИ, что малые населенные пункты оставлены один на один с огнем. Не во всех даже муниципальных районах есть подразделения Государственной противопожарной службы, состоящей, как известно, из федеральной службы и региональных служб в субъектах РФ. В Федеральную противопожарную службу входят пожарно-спасательные подразделения, созданные:

  • в организациях (объектовые подразделения);

  • закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО);

  • особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения);

  • на договорной основе (договорные подразделения).

О «высоком градусе» дискуссий можно вспомнить хотя бы по обсуждению проекта Федерального закона от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране». На страницах нашей газеты, в частности, эксперты утверждали, что задумка авторов законопроекта — возложить на добровольцев обязанности работников Государственной противопожарной службы и сохранить в неприкосновенности федеральный бюджет («ЭЖ», 2010, № 49). Были высказывания и о том, что «МЧС хочет, чтобы внештатные пожарные задаром или на свои собственные рубли защищали от огня жилища и производственные объекты».

Публичные предупреждения не были услышаны ни в Госдуме, ни в Совете Федерации. И весенне-летние сводки о сгоревших дотла или частично пострадавших населенных пунктах стали печальной обыденностью последних лет. В этом году МЧС и руководители регионов заговорили уже о поджигателях. Но нет сводок о возбуждении уголовных дел.

Нет сообщений и о доблести территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны (ДПО) — дружин и команд. Дружина от команды отличается тем, что не имеет «на вооружении пожарных автомобилей и приспособленных для тушения пожаров технических средств», но оснащена «первичными средствами пожаротушения и пожарными мотопомпами». Такое уточнение введено в закон о пожарной безопасности Федеральным законом от 22.02.2017 № 21-ФЗ аккурат перед пожароопасным сезоном.

Вынужденными добровольцами становились всем селом

Скудость информации о действиях подразделений ДПО объясняется просто: добровольные формирования зачастую существуют на бумаге. Одна из причин — «дырявые», то есть остродефицитные, бюджеты региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, призванных поддерживать огнеборцев-добровольцев.

Согласно Закону о добровольных пожарных дружинах и командах (ст. 11) их финансовое и материально-техническое обеспечение осуществляется за счет:

  • собственных средств;

  • взносов и пожертвований;

  • средств учредителя (учредителей);

  • средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления;

  • иных средств, не запрещенных законодательством.

О реальном финансовом риске при формировании и содержании подразделений добровольной пожарной охраны в муниципальных образованиях мы писали еще в декабре 2010 г., когда в пояснительной записке к тогда еще законопроекту обнаружили утверждение о том, что федеральный бюджет не понесет дополнительных затрат. В частности, мы выразили сомнение в способности муниципальных образований обеспечить страхование добровольцев «за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на содержание дружин и команд».

Примером неспособности местных бюджетов иметь статью о добровольных пожарных подразделениях служит… благодарность главы Пугачевского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области Александра Ламскова, направленная им 7 сентября председателю Всероссийского добровольного пожарного общества (ВДПО) Владимиру Кудрявцеву. В документе подчеркивается, что выстоять в борьбе с огнем местной добровольной пожарной дружине помогло пожарно-техническое снаряжение, полученное в декабре прошлого года от этой общероссийской общественной организации.

В станице Сиротинская Иловлинского района Волгоградской области тоже кстати оказалась пожарная машина — презент от министра МЧС, выпрошенный у него три года назад главой сельского поселения Надеждой Воронковой. Вместе с «подарком» станичники вывели против огня два мощных трактора «Кировец» и три трактора «Беларусь» с плугами, четыре тракторных повозки с бочками воды и сами встали живым кольцом из 150 человек вокруг Сиротинской и двух окрестных хуторов. Отбились.

А в селе Ягодном Ольховского района без презентов извне сгорели 19 жилых домов, пострадало 64 строения, хотя огню и здесь противостояли около 200 местных жителей.

Возможно, эпизод с подарком вспомнился министру В. Пучкову 7 сентября, когда на встрече с врио главы Бурятии Алексеем Цыденовым он сообщил, что пожарно-спасательная часть в городе Гусиноозерске будет переоснащена современной техникой и отремонтирована на средства из федерального бюджета. Теперь это подразделение будет финансироваться из государственной казны, а не из регионального бюджета.

Тем временем 26 сентября вступают в силу новые Правила противопожарного режима, утвержденные в прошлом году (постановление Правительства РФ от 20.09.2016 № 947), согласно которым органы местного самоуправления наделяются правом устанавливать на соответствующих территориях особый противопожарный режим. Еще они должны следить за тем, чтобы «противопожарные минерализованные полосы не препятствовали проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения». В обязанность местных властей вменено также определение мест для сжигания мусора из садоводческих и огороднических товариществ, потому что отныне в дачных поселках нельзя разводить костры.

Но, как говорят сведущие люди, лучше бы снега зимой побольше да дождей летом почаще. И чтобы законы принимались «от жизни», а не под диктовку ведомств. А пока поселения по-прежнему безоружны перед огненной стихией.

P.S. В таблицах указан только прямой материальный ущерб от пожаров, без учета затрат на их тушение.

Динамика основных показателей обстановки с пожарами в РФ в 2005—2009 гг.

Годы

2005

2006

2007

2008

2009

Количество

226 952

218 570

211 163

200 386

187 490

из них:

в сельской местности

77 292

75 699

72 997

37,8%

в городах

149 660

142 871

138 166

62,2%

Прямой материальный ущерб, млрд руб.

6,8

7,9

8,5

11,9

10,9

Примечание. За восемь месяцев 2010 г. возникло 25 280 очагов природных пожаров. Это в 1,2 раза больше, чем за аналогичный период 2009 г.
ИСТОЧНИК: «ЭЖ», 2010, № 36

Динамика основных показателей обстановки с пожарами в РФ в 2011—2016 гг.

Годы

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Количество, тыс.

168,5

162,9

153,5

150,8

145,9

67,8

из них:

в сельской местности

64,7

63,7

60,4

61,2

59,4

в городах

103,9

99,3

93,1

89,6

86,6

Прямой материальный ущерб, млрд руб.

18,2

15,7

14,9

18,2

22,4

5,3

Примечание. В январе—июне 2017 г. произошло 64 900 пожаров. Прямой материальный ущерб составил 5,7 млрд руб.
ИСТОЧНИК: МЧС России