В Общественной палате РФ прошло нулевое чтение проекта федерального закона о совершенствовании проведения независимой оценки качества (НОК) оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания.
Замечания и предложения к законопроекту, а также возможность возникновения рисков и ряда отрицательных правовых последствий в связи с принятием законопроекта в представленной редакции стали темой дискуссии широкого экспертного круга в Общественной палате РФ.
Открывая слушания, председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов Н. Починок отметила, что тема независимой оценки качества неоднократно поднималась в Общественной палате. По ее словам, эта тема является важной с точки зрения включения всех инструментов общественного контроля.
Н. Починок сообщила, что основой обратной связи об оценке качества оказания услуг стал действующий с 2014 года закон.
В преддверии слушаний в Общественную палату поступили экспертные мнения, направленные общественными палатами 24 субъектов Российской Федерации, общественными советами, некоммерческими партнерствами, членами Научно-консультативного совета при Общественной палате РФ и общественными экспертами.
Из 30 экспертов семь поддержали принятие законопроекта в представленной редакции. В числе положительных пунктов законопроекта отмечалось, что:
– предлагаемые изменения унифицируют критерии независимой оценки качества и требования к организациям, осуществляющим проведение НОК;
– уточняется порядок расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг;
– вводятся требования, которые обеспечат полноту, общедоступность и публичность информации о результатах проведения НОК;
– Общественная палата РФ и общественные палаты субъектов РФ наделяются полномочиями по формированию общественных советов по НОК.
По мнению экспертов, не все предлагаемые в законопроекте меры будут способствовать совершенствованию системы НОК, в том числе обеспечению реализации перечисленных в поручениях Президента РФ направлений совершенствования системы.
Эксперты также отметили, что меры, предусмотренные в законопроекте, не улучшают процедуры, направленные на предоставление гражданам информации о качестве оказания услуг организациями социальной сферы, поскольку потребители услуг по итогам НОК получат некие результирующие баллы по организациям.
Председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Е. Тополева-Солдунова добавила: «Меня очень волнует новая роль, которая появляется у Общественной палаты РФ и у ОП субъектов. Новые полномочия в отношении формирования общественных советов по независимой оценке мы рассмотрели очень внимательно. Я бы не спешила с тем, чтобы осуществлять реформирование: система сложная, тяжело и по-разному складывается в разных регионах, много претензий, но есть и успехи. Здесь надо очень аккуратно что-то менять. В некоторых регионах с функцией НОК прекрасно справляются и общественные советы при органах власти. К тому же они в регионах зачастую не независимые, и рассчитывать, что они смогут предоставить объективные данные, мы не можем. Говоря об общественных палатах, тоже надо понимать, насколько они разные по всей стране».
Е. Тополева-Солдунова предложила выбрать пилотные площадки и по-разному опробовать на них предлагаемую экспертами систему. Она напомнила о важности предоставления информационно-методического обеспечения процесса и «правиле двух ключей» при формировании общественных советов – с участием ОП РФ и Открытого правительства.
Выработанные рекомендации и предложения будут отправлены в профильные ведомства.
По материалам сайта ОП РФ