Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству рекомендовал принять в первом чтении законопроект об усилении уголовной ответственности за хищение денежных средств с банковского счета. Инициаторами поправок в УК РФ выступила группа депутатов, в том числе глава Комитета Госдумы по финансовому рынку А. Аксаков.
Законопроектом предлагается внести изменения в ч. 3 ст. 158 (кража) и ч. 2 ст. 159.6 (мошенничество в сфере компьютерной информации) УК РФ, устанавливающие ответственность за хищение чужого имущества с банковского счета, а равно электронных денежных средств.
Одновременно предлагается изложить ч. 1 ст. 159.3 (мошенничество с использованием платежных карт) в новой редакции, предусматривающей ответственность за мошенничество с использованием электронных средств платежа, то есть хищение чужого имущества, совершенное с использованием поддельного или принадлежащего другому лицу электронного средства платежа, в том числе кредитной, расчетной или иной платежной карты путем обмана уполномоченного работника кредитной, торговой или иной организации.
Предлагается снизить пороговые суммы, признаваемые крупным и особо крупным размерами для целей ст. 159.3 и 159.6 УК РФ, а также внести изменения в ч. 1 ст. 183 УК РФ, устанавливающие ответственность за собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайны, путем обмана.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что «применение новых форм банковского обслуживания неизбежно приводит к возникновению угроз криминального характера, представляющих собой как высокотехнологические формы хакерских атак, так и методы социальной инженерии, в результате применения которых владелец банковского счета либо сам переводит свои средства на счет преступников, либо передает конфиденциальную информацию, необходимую для получения доступа к счету».
Авторы законопроекта подчеркивают, что совершению киберпреступлений предшествует длительная подготовительная стадия, включающая отдельные деяния, которые самостоятельно могут не образовывать состав преступления. При этом в действующем уголовном законодательстве отсутствует специальный состав преступления, по которому может быть квалифицировано преступное деяние, связанное с хищением с банковского счета, а равно электронных денежных средств.