В очередном информационно-аналитическом комментарии Банка России говорится про восстановление потребительской активности населения в РФ, которое начало приобретать устойчивость. ЦБ отмечает в связи с этим рост реальной заработной платы. В то же время в новом мониторинге социально-экономического положения страны Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) говорится, что потребительские расходы граждан в 1-м полугодии 2017 г. росли за счет кредитов.
Центробанк обращает внимание на то, что считает главным, — рост расходов не ведет к росту инфляции.
«Темп прироста оборота розничной торговли продолжил ускоряться в годовом сопоставлении и по сравнению с предыдущим месяцем с исключением сезонности. При этом домашние хозяйства повышали свой спрос как на продовольственные, так и на непродовольственные товары, что может указывать на то, что восстановление потребительской активности начало приобретать устойчивость. При сложившихся стабильных темпах роста экономики это не оказывает инфляционного давления», — цитирует «Прайм» документ ЦБ.
По оценкам Центробанка, в III квартале 2017 г. расходы на конечное потребление домашних хозяйств увеличились на 3—4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Ускорился рост выпуска потребительских непродовольственных товаров. Наиболее заметным в августе 2017 г. было увеличение производства легковых автомобилей, происходившее в условиях реализации отложенного спроса населения.
Еще ЦБ отмечает: «В августе возобновился рост объемов производства сельскохозяйственной продукции. Ее дальнейшая переработка может оказать поддержку росту выпуска продовольственных потребительских товаров в ближайшие месяцы».
Центробанк напоминает свои оценки, согласно которым в III квартале годовой темп прироста ВВП составит 1,7—2,2%. Такая же динамика ожидается и по итогам 2017 г. в целом.
В мониторинге РАНХиГС говорится, что россияне стали чаще брать потребительские кредиты, несмотря на продолжающееся сокращение реальных доходов. За счет кредитов и росли расходы.
Старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Вадим Новиков считает, что большую роль в потребительском поведении играет информационный фон. То, что стало меньше плохих новостей, меньше публичного внимания к военным действиям. Некоторые другие эксперты вне стен РАНХиГС полагают иначе. Мол, наоборот, народ ждет новых тягот и падения рубля и считает, что лучше сейчас что-то успеть купить, пока кредиты дают, а возвращать занятые деньги они будут уже похудевшими рублями.