Результаты рейтинга крупнейших российских компаний RAEX-600 показывают, что динамика их доходов вышла из отрицательной зоны. Суммарная выручка 600 предприятий выросла в прошлом году на 5,8%, чуть-чуть опередив официальный показатель инфляции (5,4%). Лидерами рейтинга на этот раз стали компании агропромышленного комплекса, сетевой ретейл и машиностроение.
Нефтегазовая промышленность в рейтинге, представленном «Экспертом РА», в нынешнем году преподнесла главный сюрприз. Впервые за более чем двадцатилетнюю историю его существования общая рублевая выручка компаний отрасли сократилась. По сравнению с предыдущим рейтингом обороты упали на 2% (годом ранее был прирост почти в 11%).
«Это неудивительно, — комментирует ситуацию замдиректора «Эксперта РА» Дмитрий Кабалинский. — Добыча и объем экспорта за 2016 г. поменялись незначительно, зато среднегодовая цена нефти, по расчетам Минфина, уменьшилась на 18%, а курс доллара вырос лишь на 9%. Так и получилось, что нефтегазовый сектор из драйвера роста показателей рейтинга стал его тормозом. В валютном выражении доходы нефтегазовых компаний сократились более чем на 10%».
Вытянуть крупный бизнес из отрицательной динамики смогли АПК с пищевой промышленностью, сетевая торговля и машиностроение.
Аграрно-промышленный комплекс — один из немногих секторов экономики, где реально происходит импортозамещение. Исходных условий здесь немного: большой и сравнительно малоэластичный внутренний спрос, разносторонняя поддержка со стороны государства, льготный доступ к масштабным инвестиционным ресурсам и возможность либо быстро «докрутить» существующие отечественные, либо беспрепятственно получить зарубежные технологии и оборудование.
В качестве примера можно привести говядину, импорт которой еще в 2010 г. составлял 60% от внутреннего рынка с общим объемом в 1,23 млн т. Однако в результате реализации инвестиционной программы холдингу «Мираторг» с помощью долгосрочного кредита от Внешэкономбанка удалось в течение последних нескольких лет довести поголовье коровьего стада до 500 000 и создать современное производство по переработке говядины. Теперь ее импорт составляет всего 40%, а потребление возросло до 1,4 млн т.
Розничные сети, представленные в рейтинге, увеличили обороты на 13,4%.
В кризис ценовой фактор приобретает первостепенное для покупателей значение, а у ретейла намного больше возможностей для поддержания оптимального ассортимента товаров по приемлемым ценам в сравнении с несетевой торговлей.
Среди крупнейших продуктовых сетей впечатляющих результатов добилась X5 Retail, Group, выручка которой выросла на 27,8%. В результате компания вплотную приблизилась к своему главному конкуренту — сети «Магнит». К тому же от шока постепенно оправляются торговцы бытовой техникой и электроникой. «М.Видео», например, после падения выручки на 6,4% в прошлом рейтинге удалось добиться роста доходов в 2016 г. на 13,3%.
Выручка машиностроительных компаний увеличилась на 14,8% по сравнению со скромным 3-процентным приростом годом ранее. Правда, этому ускорению сектор обязан прежде всего предприятиям ВПК, успешно осваивающим беспрецедентный в новейшей истории страны объем гособоронзаказа.
«Однако уже в скором будущем картина может измениться, — считает ведущий аналитик «Эксперта РА» Вартан Ханферян. — К 2020 г. активная фаза перевооружения российской армии подойдет к концу. Конечно, наиболее продвинутые отечественные оружейники сохранят твердые экспортные заказы, но в целом для отрасли необходимость конверсии очевидна уже сейчас».
Среди возможных драйверов, которые смогут ускорить экономический рост в России до мирового уровня, специалисты «Эксперта РА» выделяют «импортозамещение по-умному» и активизацию торгово-экономических связей с Востоком.
Авторы рейтинга не призывают к тотальному импортозамещению, которое просто невозможно в условиях глобализации экономики. Они предлагают «импортозамещение по-умному», в ограниченном круге стратегически важных отраслей. При этом нужно определить четкий перечень мер экономической политики — налоговых, институциональных, финансовых, которые будут нацелены на стимулирование этих компаний.
Еще одним важнейшим фактором роста крупного российского бизнеса являются масштабные проекты, ориентированные на Восток. В качестве примера можно привести высокоскоростную железную дорогу Москва — Казань — Екатеринбург, которую хотят сделать частью глобального китайского проекта «Один пояс — один путь». Инвестором строительства может стать Банк развития стран БРИКС, с которым в начале сентября нынешнего года глава «РЖД» Олег Белозеров подписал меморандум о взаимопонимании.
«В другом масштабном проекте — Амурском газоперерабатывающем заводе, который строится на конце российского отрезка газопровода «Сила Сибири», — китайцы станут одним из основных потребителей продукции, — отмечает руководитель отдела промышленной политики «Эксперта РА» Федор Жердев. — Развитием Амурского ГПЗ станет газохимический комплекс: его к 2022—2023 гг. планирует возвести холдинг „Сибур“».
Правда, цены на нефть в последнее время постоянно растут, и основной объем капитальных инвестиций, по данным Росстата, направляется в отечественный нефтегазовый комплекс (что, кстати, подтверждает и «Сила Сибири», и амурский проект). Так что вполне возможно — сырьевые отрасли еще возьмут реванш в рейтинге 2018 г., но это уже будет другая история.