Уголовная ответственность за неуплату взносов
Федеральным законом от 29.07.2017 № 250-ФЗ (вступил в силу 10 августа 2017 г.) внесены изменения в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
Санкции, предусмотренные ст. 198 и 199 УК РФ за уклонение от уплаты организациями и физическими лицами налогов (сборов), распространены и на уклонение от уплаты страховых взносов. Также поправки получила и ст. 199.2 УК РФ. В частности, теперь она устанавливает ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание не только налогов (сборов), но и страховых взносов.
В Уголовном кодексе появились две новые статьи — 199.3 и 199.4. Эти нормы вводят состав преступлений и ответственность за уклонение страхователя (физического лица и организации) от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в крупных и особо крупных размерах. Так, для компаний штраф составит от 100 000 до 300 000 руб., а если совершены деяния в особо крупных размерах, то размер санкции будет уже от 300 000 до 500 000 руб. Также виновное лицо может быть лишено свободы на срок до четырех лет.
Отметим, что для организаций крупным размером признается сумма «несчастных» взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн руб., при условии, что доля неуплаченных взносов превышает 10% подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая 6 млн руб. А особо крупным размером считается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн руб., при условии, что доля неуплаченных взносов превышает 20% подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая 30 млн руб.
Взаимодействие полиции с органами ФСС России
Федеральным законом от 29.07.2017 № 272-ФЗ (вступил в силу 10 августа 2017 г.) внесены поправки в федеральные законы от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ) и от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».
Новая редакция п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ теперь предусматривает не только административную, но и уголовную ответственность за нарушение требований данного закона.
Кроме того, ст. 18 Закона № 125-ФЗ дополнена следующим положением. Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов страхователь не уплатил в полном объеме суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения, содержащего признаки преступления, а также пеней и штрафов, территориальный орган ФСС России обязан в течение десяти дней со дня выявления указанных обстоятельств направить соответствующие материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Теперь территориальным органам ФСС России дано право привлекать органы внутренних дел для проведения выездных проверок. Соответствующее положение установлено п. 5 ст. 26.14 Закона № 125-ФЗ.
Поправки в перечень объектов и технологий с высокой энергоэффективностью
Перечень объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности, утвержден постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 № 600. Он используется компаниями при расчете налога на прибыль и налога на имущество. Напомним, что по объектам из перечня, относящимся в налоговом учете к амортизируемым основным средствам, возможно применение ускоренной амортизации с коэффициентом «2» (подп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ). Кроме того, в отношении объектов и технологий из перечня действует льгота, установленная п. 21 ст. 381 НК РФ, которая освобождает их от обложения налогом на имущество в течение трех лет с момента постановки на учет.
Постановлением Правительства РФ от 25.08.2017 № 1006 в перечень добавлены следующие позиции:
— шахтный метан;
— карьерные самосвалы с двигателями внутреннего сгорания на газе метан;
— кабели силовые с изоляцией из сшитого полиэтилена на напряжение свыше 110 кВ;
— становки для производства водорода методом каталитического реформинга природного газа;
— турбокомпрессоры;
— компрессоры.
Изменения в постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137
Внесены значительные поправки в постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, которым утверждены формы и правила заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС. Новации введены постановлением Правительства РФ от 19.08.2017 № 981 и применяются с 1 октября 2017 г. Перечислим некоторые изменения.
В форму счета-фактуры добавлена новая графа 1а. В ней будет указываться код вида товаров в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС. Ее будут заполнять плательщики НДС в отношении товаров, вывезенных за пределы территории РФ на территорию государства — члена ЕАЭС. Что касается порядка заполнения счета-фактуры, то теперь в нем содержатся правила оформления счетов-фактур комиссионером (агентом), экспедитором (застройщиком или заказчиком, выполняющим функции застройщика), приобретающим у одного и более продавцов товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени.
Книга покупок получила следующие поправки. Откорректированы названия граф 11—12 и графы 13. Теперь они называются «Сведения о посреднике (комиссионере, агенте, экспедиторе, лице, выполняющем функции застройщика)» и «Регистрационный номер таможенной декларации» соответственно. Из порядка заполнения книги покупок исключено положение, согласно которому исправленные счета-фактуры, исправленные корректировочные счета-фактуры регистрируются в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты с указанием в графах 15—16 книги покупок положительных значений. Кроме того, теперь не нужно будет в книге покупок делать пометку про частичную оплату.
Не обошлось без изменений и в книге продаж. Она дополнена двумя новыми графами — 3а «Регистрационный номер таможенной декларации» и 3б «Код вида товара». В графе 3а указывается регистрационный номер таможенной декларации, оформленной при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области. Графа 3б предназначена для отражения кода вида товара в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС.
Поправки также затронули форму и порядок заполнения корректировочного счета-фактуры, дополнительного листа к книге покупок и книге продаж, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.
Поправки в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»
Приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н внесены поправки в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
ПБУ установлено, что организация самостоятельно выбирает способы ведения бухчета. При этом если материнская компания утвердила свои стандарты бухучета, обязательные к применению ее дочерними организациями, то последние выбирают способы ведения учета исходя из указанных стандартов.
ПБУ дополнено рядом новых положений. Так, введено следующее правило. Если по конкретному вопросу в федеральных стандартах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация должна использовать последовательно следующие документы: сначала МСФО, потом положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухучета по аналогичным и (или) связанным вопросам, а уж затем рекомендации в области бухучета.
Приказ, внесший поправки, зарегистрирован в Минюсте России 25.07.2017 № 47517, вступил в силу 6 августа 2017 г.
Передача информации через личный кабинет ККТ
Налоговая служба установила перечень случаев, когда документы и информацию можно подать налоговикам через личный кабинет ККТ (приказ ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/483@). В перечень вошли восемь случаев. Это:
— регистрация (перерегистрация) контрольно-кассовой техники;
— снятие ККТ с регистрационного учета, в том числе в случае хищения или потери ККТ;
— формирование отчетов о регистрации, об изменении параметров регистрации, о закрытии фискального накопителя;
— направление сведений, содержащихся в заявлении о соответствии модели ККТ требованиям законодательства РФ, необходимых для включения ККТ в соответствующий реестр;
— направление сведений, содержащихся в заявлении о соответствии модели фискального накопителя требованиям законодательства РФ, необходимых для включения фискального накопителя в соответствующий реестр;
— направление запроса налогового органа о представлении информации, переданного через кабинет ККТ;
— обращение с заявлением организации (ИП) или пользователя о совершении ими действия (бездействия), содержащего признаки состава административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена ч. 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП РФ;
— признание (непризнание) организацией (ИП) или пользователем наличия события вменяемого административного правонарушения после проведения автоматизированной информационной системой налоговых органов проверки поступивших сообщений и заявлений физических и юридических лиц о данных, указывающих на совершение административного правонарушения.
Обратите внимание: информация и документы, указанные в первых пяти случаях, могут быть представлены как через кабинет ККТ, так и на бумажном носителе в любой налоговый орган.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 04.08.2017 № 47675, вступил в силу 19 августа 2017 г.
Обновлены формы документов для регистрации ККТ
Приказом ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@ утверждены следующие формы документов:
— заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ;
— заявление о снятии ККТ с регистрационного учета;
— карточки регистрации ККТ;
— карточки о снятии ККТ с регистрационного учета.
Помимо порядка заполнения вышеназванных документов, налоговики ввели правила направления и получения форм заявлений о регистрации (перерегистрации) ККТ, о снятии с учета ККТ, а также соответствующих карточек на бумажных носителях. Отметим, что документы оптимизированы под действующие требования об обязательной передаче фискальных данных в налоговикам в электронной форме через оператора фискальных данных.
Приказ ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@, которым были утверждены ранее действовавшие формы заявления о регистрации ККТ, книги учета ККТ и карточки регистрации ККТ, утратил силу.
Приказ ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@ зарегистрирован в Минюсте России 09.08.2017 № 47724, вступил в силу 21 августа 2017 г.
Утвержден Порядок ведения кабинета ККТ
Порядок, утвержденный приказом ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/232@, определил:
— перечень документов (информации, сведений) в электронной форме, размещаемых налоговыми органами в кабинете ККТ;
— перечень документов (информации, сведений) в электронной форме, передаваемых организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговые органы через кабинет ККТ;
— порядок доступа организаций и индивидуальных предпринимателей к кабинету ККТ;
— перечень документов (информации, сведений) в электронной форме, передаваемых операторами фискальных данных (соискателями разрешения на обработку фискальных данных), экспертными организациями, а также изготовителями ККТ и (или) фискальных накопителей;
— порядок передачи документов (информации, сведений) в электронной форме в налоговые органы через кабинет ККТ.
Приказ ФНС России зарегистрирован в Минюсте России 26.07.2017 № 47534, вступил в силу 7 августа 2017 г.
Изменен Порядок ведения кассовых операций
Указанием Центрального банка РФ от 19.06.2017 № 4416-У (зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2017 № 47676, вступило в силу 19 августа 2017 г.) внесены поправки в Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, утвержденный указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (далее — Порядок).
В новой редакции изложен подп. 4 п. 4 Порядка. Во-первых, установлено, что кассовые документы могут оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании фискальных документов. Во-вторых, введена обязанность оформлять отдельный приходный кассовый ордер на наличные деньги, принятые при осуществлении деятельности платежными агентами, банковскими платежными агентами (субагентами).
В связи с внесенными изменениями из Порядка исключен подп. 5.2 п. 5, содержащий схожие положения.
Подвергся корректировке подп. 4.6 п. 4 Порядка. Согласно поправкам теперь кассовую книгу может вести любой работник организации, на которого возложены соответствующие обязанности.
Кроме того, кассир в конце рабочего дня должен будет сверять фактическую сумму наличных денег в кассе с данными кассовых документов, суммой остатка наличных денег, отраженного в кассовой книге, и заверять записи в кассовой книге подписью. Согласно действующей редакции указанной нормы кассир в конце рабочего дня сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.
Сейчас согласно подп. 6.3 п. 6 Порядка для выдачи наличных денег работнику под отчет расходный кассовый ордер оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица. Теперь подотчетные денежные средства могут быть выданы работнику и без его заявления — на основании распорядительного документа организации или индивидуального предпринимателя.
Кроме того, утратило силу положение, согласно которому выдача наличных денег под отчет осуществлялась при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег.