При выборе юрисдикции для ведения бизнеса предприниматели в первую очередь оценивают качество правовой среды. И задача государства – на законодательном уровне выработать защитные механизмы, которые бы в кризисной ситуации позволили выйти из нее. Проанализируем, в каком направлении идет этот процесс и какое влияние оказывают санкции на правовую и экономическую среду.
Санкции как инструмент международных отношений. В условиях, когда вводятся экономические санкции или контрсанкции, фактически происходит существенное изменение условий экономической деятельности в стране. Присутствующий фактор ограничительных или запретительных мер не может не учитываться в повседневной хозяйственной деятельности, в частности при ведении переговоров, заключении сделок, принятии управленческих решений. В этих условиях, с одной стороны, требуется усиление регулирующего воздействия на экономику и внутренний рынок, оказавшиеся под влиянием проводимой санкционной политики, с другой – разработка и принятие целого комплекса мер по нивелированию негативных последствий возросшей нагрузки на бизнес.
Обращаясь к международному опыту, нужно отметить, что введение экономических санкций страной или группой стран в отношении другой страны или группы стран всегда было сопряжено с принуждением правительств стран – объектов санкций к изменению своего политического курса. Санкции выступают ответной реакцией государств, не согласных с выбранной другими членами международного сообщества внешней политикой.
Как правило, санкции имеют свое выражение в запрете импорта и/или экспорта из этих стран товаров, услуг, ограничения финансовых операций с данными странами, корпорациями этих стран, прекращении экономического партнерства и инвестиций (как полном, так и частичном объеме).
Цель санкций состоит в том, чтобы нанести удар преимущественно по стратегическим секторам национальной экономики тех или иных стран, в определенной степени зависящих от иностранных технологий. При этом санкции могут быть мотивированы в значительной степени крупным бизнесом для осуществления выживания монопольных структур в системе все более ускоряющихся глобализационных тенденций.
Отличительной особенностью санкций является их точечная направленность, то есть ограничения накладываются не на государство в целом, а на отдельных резидентов страны: коммерческие структуры и физических лиц.
В условиях глобализации, когда экономики стран зависимы друг от друга и функционирует система свободной всемирной торговли, введение подобных запретов в отношении одного или нескольких государств неизбежно влечет за собой неблагоприятные последствия для гораздо большего числа третьих стран и их граждан соответственно.
Санкционный режим как особый режим осуществления экономической деятельности. Россия переживает сложный период экономической и политической жизни: обостряется внешнеполитическая ситуация, затянулся внутрироссийский экономический и финансовый кризис, растут масштаб и острота проблем, которые испытывает на себе российское общество. Безусловно, наиболее ощутимо санкции коснулись представителей отечественного и иностранного бизнеса и лишь обострили вопрос, снова затронув многолетнюю проблему взаимоотношений государства и предпринимательского сообщества.
Важно отметить, что западные санкции не только затронули крупный промышленный и сельскохозяйственный бизнес и финансовую систему, но и поставили под удар малое предпринимательство – наиболее массовую и мобильную часть предпринимательства, выполняющую важную роль в российской экономике, незаменимую при возникновении и решении наиболее острых экономических и социальных задач.
Вместе с тем санкции нужно рассматривать и под другим углом: как мощный толчок для перехода страны на путь суверенного социально-экономического развития, на создание экономически модернизированной и политически независимой страны, развивающей собственное производство.
В связи с новыми экономическими условиями объективно возрастает необходимость актуализации государственной политики в области экономического развития, развития деловых отношений с уже проверенными бизнес-партнерами, предоставления новых инвестиционных возможностей как для отечественных, так и для иностранных предпринимателей. Также нужно разработать целый комплекс мероприятий правового, экономического, политического, информационного, организационного характера, которые должны быть направлены на обеспечение получения высоких экономических показателей и постепенного выхода из кризисной ситуации.
В действующих условиях санкционного режима правовая среда вынуждена адаптироваться к сложившимся изменениям и выработать необходимые механизмы, которые будут отвечать двум целям: преодолению кризисной ситуации и надежному обеспечению защиты прав и свобод, в том числе экономических.
Развитие правовой среды – гарантия эффективного делового партнерства и преодоления кризиса. Говоря о поддержании экономического развития и налаживании сотрудничества в деловой среде, нужно отметить, что речь в данном случае должна идти не только о выделении каких-либо средств, а в первую очередь о создании благоприятной правовой среды в стране, способствующей развитию и эффективному функционированию бизнеса.
Благоприятная правовая среда включает в себя развитие новых законодательных инициатив, внедрение новых правовых механизмов поддержки бизнеса, мер стимуляции, снижение налоговых барьеров, эффективное функционирование государственных судов, развитие арбитражных и иных согласительных процедур урегулирования коммерческих споров. Предприниматели должны быть четко уверены, что заключенные контракты будут исполнены, а в случае необходимости их права будут гарантированы.
Хочется отметить основные рычаги преодоления кризисной ситуации, которые должны быть выработаны правовой средой: 1) переговоры и применение мягкой силы, свидетельствующей о невыгодности санкций и необходимости их снятия; 2) усиление экономической безопасности страны – нацеленность на импортозамещение; 3) поиски выхода на новые рынки, расширение многовекторности связей.
Санкции существенно сказались на объеме трансграничных сделок с иностранным элементом. Вместе с тем в сложившихся условиях отмечается рост доверия бизнеса к российскому праву. Многие отечественные и зарубежные компании подчиняют значимые для своего бизнеса корпоративные и финансовые сделки российскому, а не иностранному праву.
Этому в большой мере способствует появление в российском Гражданском кодексе современных инструментов структурирования сделок и защиты инвестиций, принятых в англо-саксонской системе права и востребованных современным бизнесом. Предприятиям больше нет нужды вводить в сделки иностранный элемент, чтобы написать договор так, как им нужно. Снижение количества императивов, предписывающих бизнесу, как договариваться между собой, должно способствовать продолжающемуся росту популярности российской юрисдикции.
Немаловажным будет заметить, что Россия находится на одном из первых мест в рейтинге Всемирного банка Doing Business по таким показателям, как сроки и стоимость рассмотрения коммерческих споров и даже «качество правосудия». Она занимает двенадцатое место в мире по эффективности исполнения контрактов через суд. Из стран БРИКС выше России по этому критерию только Китай, остальные далеко позади.
В России на сегодняшний день функционирует большое количество национальных и зарубежных бизнес-ассоциаций и торгово-промышленных палат: Ассоциация европейского бизнеса, Российско-Германская внешнеторговая палата, Американская торговая палата и т. д. Экспертные комитеты данных организаций вырабатывают практические рекомендации по совершенствованию законодательства и являются позитивным примером диалога бизнеса с властью.
Подытоживая вышеобозначенное, можно с уверенностью сделать вывод, что в условиях проведения государствами ожесточенной санкционной политики динамично функционирующая правовая среда, которая гарантирует соблюдение прав и свобод, в том числе экономических, является прочным базисом для преодоления кризисного этапа и выхода страны на путь стабильного социально-экономического и политического развития.