За последние несколько лет в российском законодательстве произошло немало позитивных изменений, в результате которых выстроена многоуровневая система государственной поддержки инвестиционной деятельности. Эти меры поддержки открыли для иностранных инвесторов новые возможности деятельности в России в условиях двухсторонних санкций. Однако прежде всего государственное стимулирование направлено на обеспечение локализации в России инновационных производств и исследовательских центров ведущих международных технологических корпораций. Проведем краткий обзор мер государственной поддержки, которые могут быть использованы иностранными компаниями для локализации производства в России.
Специальный инвестиционный контракт как универсальный механизм для локализации производства. Новым форматом взаимодействия государства и инвесторов является специальный инвестиционный контракт. Основания и процедура его заключения регламентированы Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации», который действует с 30 июня 2015 года. Закон применяется практически во всех секторах российской промышленности. Этот механизм дает крупным иностранным инвесторам ряд льгот и преференций одновременно на федеральном и региональном уровнях. Для многих иностранных компаний важнейшим моментом в этом соглашении выступает возможность называть выпущенную на территории России продукцию российской и получить в связи с этим доступ ко всем мерам государственной поддержки, а также реализации своего товара через систему госзакупок на общих основаниях (без ограничений).
В рамках специального инвестиционного контракта инвестор в предусмотренный срок обязуется создать либо модернизировать производство промышленной продукции на территории России, а органы власти обязуются осуществлять согласованные сторонами конкретные меры стимулирования (которые могут состоять из налоговых льгот, субсидий и т. д). Специальный инвестиционный контракт заключается от имени Российской Федерации Министерством промышленности и торговли.
Максимальный срок специального инвестиционного контракта составляет 10 лет. Сумма инвестиций для заключения контракта должна быть не менее 750 млн руб.
Вопрос постоянного изменения законодательства и неопределенности правил ведения бизнеса всегда вызывал немало опасений со стороны иностранных инвесторов. Важным является то, что закон о промышленной политике предусматривает гарантии для инвестора от неблагоприятного изменения законодательства. Установлено правило о неизменности регуляторной и налоговой среды в течение всего срока действия специального инвестиционного контракта. В случае принятия после заключения контракта законов, которые устанавливают режим запретов и ограничений или изменяют требования к промышленной продукции или процессам, связанным с ней, такие изменения не будут применяться в отношении инвестора, заключившего контракт.
Дополнительные преимущества специального инвестиционного контракта для иностранных инвесторов:
–промышленная продукция, произведенная по специальным инвестиционным контрактам, будет признаваться продукцией, произведенной на территории Российской Федерации. Это обеспечивает доступ к рынку для иностранных производителей, попавших под санкционные ограничения, и открывает равный по сравнению с российскими товарами доступ к системе государственных закупок (при осуществлении государственных закупок действует принцип приоритета промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, перед иностранной промышленной продукцией);
–возможность получения статуса единственного поставщика и осуществления поставок продукции для государственных нужд на внеконкурсной основе;
–доступ к льготному финансированию через специально созданный Фонд развития промышленности.
Индустриальные парки и кластеры – места для локализации иностранного производства с готовой инфраструктурой. Индустриальный парк – это специально созданная для размещения новых производств территория, обеспеченная энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми условиями, управляемая специализированной управляющей компанией.
Компании, разместившие производство в индустриальных парках, экономят не только деньги на создание инфраструктуры, но и время на старте проекта в связи с отсутствием необходимости самостоятельного прохождения всех необходимых процедур.
Создание индустриальных парков – основной тренд в развитии экономики российских регионов. Законодательное регулирование создания и деятельности индустриальных парков активно развивается как на федеральном, так и на региональном уровне.
На территории индустриальных парков могут применяться меры стимулирования в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Для каждой площадки налоговый режим индивидуален, но чаще всего устанавливаются льготы по налогу на прибыль, земельному, имущественному и транспортному налогам.
Существуют как государственные, так и частные парки. Создание индустриальных парков в России началось с Центрального региона (лидирует Московская область). Сейчас география парков расширяется: активно развиваются проекты, удаленные от Москвы и Санкт-Петербурга на тысячи километров, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке. В настоящий момент в России создано более 90 индустриальных парков.
Организацией, объединяющей большинство индустриальных парков России, является Ассоциация индустриальных парков. На сайте данной организации можно получить дополнительную информацию и увидеть территориальное расположение индустриальных парков.
Территории опережающего социально-экономического развития. В связи с возрастанием в мировой экономике роли Азиатско-Тихоокеанского региона одним из приоритетных направлений развития России стало ускоренное и сбалансированное развитие субъектов Российской Федерации на Дальнем Востоке России, которые служат ключевым звеном в интеграционных процессах. В целях экономического развития регионов Дальнего Востока используется инструмент «территорий опережающего развития».
Для привлечения инвестиций в эти регионы законом1 предусмотрены особые благоприятные условия осуществления предпринимательской деятельности, масштабное налоговое стимулирование, уменьшение бюрократических барьеров. Кроме налоговых льгот, государство приняло на себя обязательство создания необходимой инфраструктуры.
Особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности на территории опережающего социально-экономического развития включает в себя:
1)льготные ставки арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества;
2)особенности налогообложения резидентов, при котором:
–0% составляет ставка налога на прибыль в федеральный бюджет и не более 5% в региональный бюджет в течение первых пяти лет.
–освобождение от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога;
–понижающий коэффициент к ставке налога на добычу полезных ископаемых, который будет действовать 10 лет.
–0% составляет ставка налога на добавленную стоимость на импорт для переработки;
–7,6% страховых взносов первые 10 лет (вместо 30% вне территории);
–ускоренный порядок возврата НДС экспортера;
3)ускоренные и облегченные административные процедуры, в том числе получение разрешения на строительство, прохождение таможни;
4)применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны (0% ввозные и вывозные таможенные пошлины);
5)приоритетное подключение к объектам инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития;
6)упрощенный государственный контроль;
7)упрощенный порядок регулирования отношений в области аквакультуры, рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
8)особые условия осуществления трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов территории опережающего развития. Резиденты могут привлекать иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории опережающего социально-экономического развития без получения разрешений на привлечение иностранных работников. Разрешение на работу иностранному гражданину выдается без учета квот.
Территории опережающего социально-экономического развития созданы на 70 лет. Управление территорией осуществляет управляющая компания, которая выступает в качестве застройщика объектов инфраструктуры, обеспечивает функционирование объектов инфраструктуры, получает и передает технические условия подключения к сетям, организует электро-, тепло-, водо- и газоснабжение, водоотведение, организует строительство и эксплуатацию автомобильных дорог.
Резидентами территорий могут стать юридические лица, созданные как российскими, так и иностранными инвесторами, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития.
Минимальный объем капитальных вложений резидентов территорий опережающего социально-экономического развития на осуществление соответствующих видов экономической деятельности составляет 500 000 руб.
К настоящему времени на Дальнем Востоке создано 17 таких территорий. С резидентами (российскими и иностранными) заключено более 120 соглашений.
Свободный порт Владивосток. С 12 октября 2015 года действует закон «О свободном порте Владивосток». Статус свободного порта распространяется на территории 16 муниципальных образований Приморского края и некоторые территории соседних субъектов РФ. Таким образом, данный статус имеют все ключевые порты юга Дальнего Востока.
Закон предоставляет следующие преимущества резидентам свободного порта:
–налоговые льготы: пониженная ставка налога на прибыль в размере 5% в течение последующих пяти лет; освобождение в течение первых пяти лет от налога на имущество и его пониженная ставка в размере 0,5% в последующие пять лет; освобождение от налога на землю на пять лет, а также пониженный размер страховых взносов;
–применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны;
–упрощенный порядок получения виз для краткосрочного въезда иностранных граждан;
–реализуется механизм «единого окна» путем представления в таможенный орган всех документов и сведений, необходимых для осуществления таможенного, транспортного, санитарно-карантинного, ветеринарного контроля.
Региональный инвестиционный проект как инструмент государственной поддержки инвестиций в регионы Сибири и Дальнего Востока. С 1 января 2014 года действует еще один механизм налогового стимулирования для участников региональных инвестиционных проектов на территории Дальнего Востока и Сибири2.
Региональным инвестиционным проектом признается инвестиционный проект, целью которого является производство товаров на территории одного из следующих субъектов Российской Федерации:
–Республика Бурятия,
–Республика Саха (Якутия),
–Республика Тыва,
–Республика Хакасия,
–Забайкальский край,
–Камчатский край,
–Красноярский край,
–Приморский край,
–Хабаровский край,
–Амурская область,
–Иркутская область,
–Магаданская область,
–Сахалинская область,
–Еврейская автономная область,
–Чукотский автономный округ.
Для участников региональных инвестиционных проектов предусмотрена льгота по налогу на прибыль организаций. Льготные налоговые ставки действуют до 1 января 2027 года.
Минимальный объем инвестиций для получения статуса участника регионального инвестиционного проекта составляет:
–50 млн руб. при условии осуществления вложений за три года;
–500 млн руб. при условии осуществления вложений за пять лет.
Особые экономические зоны. Особая экономическая зона – это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Законом предусмотрены особые экономические зоны четырех типов:
1)промышленно-производственные особые экономические зоны;
2)технико-внедренческие особые экономические зоны;
3)туристско-рекреационные особые экономические зоны;
4)портовые особые экономические зоны.
Срок функционирования особой экономической зоны – 49 лет.
В промышленных, портовых и технико-внедренческих зонах действует процедура «свободной таможенной зоны». Это значит, что иностранные товары размещаются и используются без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. А российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
Резидентом особой экономической зоны может стать коммерческая организация, заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне.
Государственная информационная система промышленности. Законодательство регионов предоставляет различные дополнительные меры государственной поддержки инвестиционной деятельности в различных отраслях экономики, в зависимости от приоритетов каждого конкретного региона. Для обобщения различных мер государственной поддержки в разных регионах России в настоящий момент реализуется проект по созданию единой государственной информационной системы промышленности.
Предполагается, что платформа обеспечит единое окно для получения бесплатно всей необходимой информации о планируемых и об осуществляемых мерах стимулирования и поддержки для участия в программах и мероприятиях на всех уровнях.
Система уже начала свою работу (https://gisp.gov.ru/), однако на данный момент она функционирует только на русском языке. Система может быть использована иностранными инвесторами при выборе региона для инвестирования для поиска наиболее благоприятных условий для конкретного вида производства.
1 Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», вступил в силу 30 марта 2015 года.
2 Глава 3.3 НК РФ.