Совокупные потери туроператоров, которые занимались вывозом туристов чартерных рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа», составят более 7 млн долл. Об этом сообщила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе на брифинге с журналистами 3 октября. По мнению Российского союза туриндустрии (РСТ), если турбизнес и дальше будет вынужден отвечать по обязательствам обанкротившихся авиаперевозчиков, предпринимательские риски, особенно в сегменте чартерных программ, станут критическими даже для крупных туроператоров.
В конце сентября стало известно, что у «ВИМ-Авиа» отсутствуют ресурсы для продолжения операционной деятельности, в результате чего прекращены заправка и обслуживание воздушных судов в аэропортах России и иностранных государств. Самолеты, взятые на условиях аренды, оказались под угрозой ареста, поскольку авиакомпания имеет большую просроченную задолженность перед лизингодателями.
По данным Министерства транспорта, долги авиакомпании составляют более 10 млрд руб. Примерно 7 млрд руб. — это долг компании перед финансистами, 1,5 млрд — долги перед аэропортами, 3 млрд — долг компании перед иностранными аэропортами. В этой ситуации Росавиация заявила об остановке полетов перевозчика и обратилась к авиационному сообществу с просьбой поддержать перевозки пассажиров «ВИМ-Авиа» на регулярных и нерегулярных рейсах. В то же время авиационные власти согласовали решение о выделении около 200 млн руб. в федеральном бюджете следующего года для компенсации затрат авиакомпаниям, которые выполнят перевозку пассажиров на внутренних регулярных направлениях.
Всего на момент остановки авиакомпании за рубежом было более 38 000 туристов, из них 31 000 — только в Турции. По данным Ростуризма на 3 октября, на отдыхе оставались 10 500 туристов — клиентов «ВИМ-Авиа». Как пояснила М. Ломидзе, в настоящее время весь вывоз чартерной перевозки «ВИМ-Авиа» происходит за счет туроператоров. А все деньги, которые были выделены, пошли на осуществление регулярных рейсов.
Чартерный рынок должен стать прозрачнее
По мнению АТОР, коллапс возник из-за неурегулированности вопросов заключения авиакомпаниями договоров с туроператорами на определенные объемы перевозки туристов. В частности, турфирмы не имеют сегодня технической возможности проверить факт соответствия либо несоответствия объемов, которые заявляет перевозчик, его реальным возможностям.
В целях повышения устойчивости российского турбизнеса АТОР предложила Минтрансу сделать открытым для туроператоров сам порядок выдачи допусков авиакомпаниям. Кроме того, по мнению членов АТОР, необходимо публиковать в открытом доступе (например, на сайте Росавиации) актуальные сведения о емкостях перевозчиков, об имеющемся воздушном парке, планируемом вводе новых воздушных судов в парк авиакомпании и других параметрах, характеризующих ее реальные возможности по перевозке туристов.
В том числе, всем игрокам рынка должен быть доступен и крайне важный для туристической отрасли параметр — количество заключенных авиакомпанией контрактов на чартерную перевозку в текущем сезоне.
По мнению АТОР, такая прозрачность поможет не только предотвратить инциденты, подобные случившемуся в этом сентябре с «ВИМ-Авиа», но и повысить взаимное доверие между всеми участниками рынка туристической перевозки, что будет способствовать более точному планированию туроператорами полетных программ и, соответственно, рациональному ценообразованию на рынке. Данное предложение АТОР направлено на устранение глубинных причин нынешнего кризиса и схожих с ним ситуаций.
Кроме того, АТОР предлагает усилить мониторинговую и контрольную функцию Росавиации для своевременного выявления проблемных перевозчиков на чартерном авиарынке. В частности, предлагается детально проработать механизм отзыва допусков, выданных авиакомпаниям на чартерные перевозки по отдельным направлениям, в случае, если компания систематически не выполняет или частично не выполняет полетные программы.
Еще одна мера, которую предложили туроператоры в качестве «подушки безопасности» для рынка туристических перевозок, — это создание при Росавиации резервного фонда, предназначенного для финансирования перевозки в случаях, когда перевозчик, осуществляющий чартерные рейсы, не может исполнить взятые на себя обязательства перед пассажирами. Данный фонд, по мысли АТОР, должен пополняться за счет обязательных отчислений авиакомпаний, выполняющих чартерные программы.
При этом размер взноса авиакомпании в такой фонд может рассчитываться как с учетом запланированных объемов перевозки (количество кресел, умноженное на фиксированный размер взноса за каждое из них), так и исходя из формулы «пассажирооборот за определенный период, умноженный на протяженность маршрута». В первом из описанных вариантов очевидно, что даже при взносе в 100 руб. за каждого пассажира можно ожидать увеличения такого резервного фонда до 1 млрд руб. за календарный год. Этого будет достаточно на случай приостановки деятельности любого из игроков чартерного рынка.
Турбизнес просит власти о помощи
Межу тем за помощью к властями обратилось еще одно отраслевое объединение — Российский союз туриндустрии. В письме к главе правительства Дмитрию Медведеву президент Союза попросил рассмотреть возможность финансирования за счет средств федерального бюджета или иных источников полетов «ВИМ-Авиа» хотя бы до 15 октября нынешнего года. «Это позволит выполнить обязательства перед большинством туристов, оплативших авиабилеты. Размещение их в гостиницах и другие расходы на услуги, входящие в стоимость туров, в период пребывания за рубежом уже оплачены туроператорами. При этом с учетом сроков выполнения рейсов и отсутствия свободных бортов выполнение такого количества рейсов наиболее реально самолетами именно „ВИМ-Авиа“», — говорится в письме.
Одновременно РСТ попросил премьера рассмотреть возможность принятия дополнительных мер повышения ответственности авиакомпаний по исполнению своих обязательств перед пассажирами, в том числе и чартерных рейсов. «Если турбизнес и дальше будет вынужден отвечать по обязательствам обанкротившихся авиаперевозчиков, предпринимательские риски, особенно в сегменте чартерных программ, станут критическими даже для крупных туроператоров», — подчеркивается в письме.
К слову, нынешний случай далеко не первый, когда финансовая несостоятельность перевозчика порождает массовый потребительский конфликт на туристическом рынке и приводит к уходу с него турагентств и туроператоров. После подобных конфликтов 2014 г. в Федеральный закон от 02.03.2016 № 49-ФЗ именно по настоянию органов управления туризмом и турбизнеса включили требование об обязательном наличии у пассажиров чартерных рейсов обратных билетов. Однако авиакомпания «ВИМ-Авиа» это требование не выполнила.
К сведению
За восемь месяцев пассажироперевозки выросли на 20%
Российские авиакомпании в январе — августе 2017 г. увеличили объемы пассажирских перевозок на 20,2%, до 70,285 млн человек. Такие данные представило Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация).
По данным авиационного ведомства, за первые восемь месяцев текущего года российские авиакомпании на международных воздушных линиях (МВЛ) перевезли 28,456 млн пассажиров, что на 37,2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом на внутренних воздушных линиях (ВВЛ) по итогам января — августа перевозки выросли на 10,9%, до 41,829 млн пассажиров. Процент занятости пассажирских кресел за отчетный период стал больше на 2,1 п.п. и составил 83,7%. За восемь месяцев российские авиакомпании перевезли 720 800 тонн грузов и почты (+20,1% к январю — августу 2016 г.).
Количество перевезенных пассажиров в августе 2017 г. в целом увеличилось к уровню августа 2016 г. на 16,7%, до 12,018 млн человек. При этом на МВЛ рост составил 34,5%: в прошлом месяце перевозчики обслужили 4,989 млн человек. На ВВЛ зафиксирован рост на 6,6%: внутренними рейсами в августе перевезено 7,029 млн пассажиров. По сравнению с августом прошлого года процент занятости кресел увеличился на 0,5 п.п., до 89,9%. Перевозки грузов и почты в августе 2017 г. увеличились на 14,6%, до почти 94 400 тонн.
Важно
Дмитрий Медведев проконтролирует подготовку законопроекта об усилении ответственности авиаперевозчиков
О подготовке законопроекта, усиливающего контроль над деятельностью авиакомпаний, премьер-министру Дмитрию Медведеву сообщил 2 октября курирующий транспортную отрасль вице-премьер Аркадий Дворкович. В частности, он проинформировал главу правительства о том, что в правительстве готовится проект закона, который бы устанавливал более жесткую систему контроля деятельности авиакомпаний, ввел бы показатели финансовой устойчивости, а также обеспечил бы страхование пассажиров от подобных ситуаций.
По его словам, законопроект будет готов в ближайшие недели и внесен в Правительство Российской Федерации. Д. Медведев потребовал ускорить работу над законопроектом и дал понять, что будет лично контролировать эту тему.