Статистические данные показывают, что большинство созданных юридических лиц закрываются в течение первого года своей деятельности. Конечно не стоит забывать про общий бизнес-климат в стране. Однако ключевую роль в деятельности компаний все же играют учредители, собственники и руководители организаций. А ими при создании и управлении юридическими фирмами совершается масса ошибок. Разберем те из них, которые чаще всего губят юридические фирмы.
1. Ошибки при стратегическом планировании. Зачастую ошибки совершаются уже на этапе планирования, когда юридическое лицо еще не создано, а несколько друзей просто обсуждают перспективы юридического бизнеса и планы по запуску своего проекта. При создании своей юридической фирмы необходимо тщательно обдумать массу вещей и серьезно заняться стратегическим планированием. Во-первых, надо тщательно исследовать рынок. Рынок юридических услуг развивается уже давно, физические и юридические лица, а также государственные органы просто не могут обойтись без юридических консультантов. Однако, как говорил древний мудрец: «Много званых, мало избранных». Стоит держать эту «заповедь» в голове и четко понимать, что вам нужно выйти на рынок и сразу предложить что-то экстраординарное, иначе у компании останется очень мало шансов на выживание.
Необходимо понять, чем именно вы собираетесь заниматься, – судебными процессами или комплаенсом, трансграничными сделками или корпоративными соглашениями, вопросами интеллектуальной собственности или антимонопольными спорами. Юридический бизнес достаточно разнообразен, и это одновременно хорошо и плохо для тех, кто открывает свое дело. Нужно выбрать свою нишу, а, так как эта ниша с вероятностью в 99,9% уже занята кем-то еще, нужно понять, как именно вы собираетесь конкурировать с компаниями, которые уже закрепились на рынке. Многие начинающие предприниматели строят слишком агрессивные, буквально наполеоновские планы о том, что уже через полгода их будут нанимать крупнейшие компании («Большая тройка» мобильных операторов или гиганты топливно-энергетического комплекса), однако такие планы в большинстве случаев труднодостижимы.
Юристам, которые собираются открыть собственное дело, нужна абсолютно четкая стратегия, состоящая из множества пунктов. Не стоит забывать и о том, что лучше заранее, «на берегу», договориться с партнерами о распределении обязанностей и финансов. Зачастую непонимание того, что кто-то, к примеру, должен заниматься отдельно внутренними делами юридической компании (кадрами, бухгалтерией, проверками контролирующих органов), а кто-то – активными продажами, приводит к тому, что бизнес терпит поражение. Партнерам необходимо определиться и с исключительно корпоративными вопросами: в какой форме будет создана юридическая фирма, как распределить уставный капитал, как будут приниматься общие решения и разрешаться потенциальные конфликты.
Заранее надо решить и финансовый вопрос – так или иначе начинающей юрфирме понадобятся средства на различные издержки. Заемный капитал, как показывает практика, далеко не лучшая идея, связанная с высокими рисками в будущем, поэтому лучше накопить собственный капитал.
Помните, что открыть собственное дело – значит взять на себя колоссальную ответственность и обязательство быть готовым в любой момент ответить на массу вопросов. Какой офис выбрать и где будет его месторасположение? Как фирма выстроит систему информационной безопасности? Какое техническое оснащение компании оргтехникой? Что делать, если юристам начали угрожать физической расправой? Как разрешать корпоративные конфликты? Будут ли запущены программы лояльности и если да, то какие? Кто будет заниматься бухгалтерским учетом – внешний консультант или штатный сотрудник? Каких сотрудников принимать на работу и какие предъявлять к ним требования по знаниям юриспруденции? Что еще можно передать на аутсорсинг и стоит ли это делать? Как руководитель вы должны быть готовым к любым вопросам и любым ситуациям.
2. Ошибки при подборе персонала и управлении им. Древнеримский философ говорил: «Город – это люди, а не стены». Также юрфирма – это не офис с оргтехникой, а сами сотрудники. Подбор персонала – отдельная, комплексная проблема, требующая пристального внимания. Создание собственного HR-бренда не менее важно, чем создание бренда для клиентов. Если к вам не стремятся попасть юные таланты, за вашими резюме не следят лучшие выпускники лучших вузов страны и вы с трудом подбираете студентов-юристов на практику, у вас большие проблемы.
Рано или поздно неумение работать с персоналом выльется либо в серьезную ротацию кадров, либо в значительное падение качества работы. Работников необходимо мотивировать, и подход в этом деле должен быть не менее, а то и более основательным, чем подход к клиентам.
Организуя бизнес, подумайте о том, что вы готовы предложить своим сотрудникам за их труды. Задумайтесь об этом, чтобы впоследствии не нужно было мучительно долго придумывать преимущества, указываемые в вакансии на портале подбора персонала. В настоящий момент работники стали более требовательными и знают, как действует система good-better-the best. Необходимо понимать, что «оформление по ТК РФ», «ежегодный отпуск» и «оплачиваемый больничный» в числе преимуществ – явный показатель того, что вам нечего предложить как работодателю. Разработайте систему мотивации, не жалейте денег на team building и не забывайте о системе передачи опыта от старших коллег младшим.
Юриспруденция – активно развивающаяся и быстро меняющаяся сфера деятельности, нужно быть в курсе изменений, держать руку на пульсе и быть уверенным в том, что ваши сотрудники соответствуют высокому уровню требований клиентов. Посещайте профессиональные конференции и курсы повышения квалификации, берите коллег на дискуссионные площадки по юридической тематике, устраивайте внутрикорпоративные программы обсуждения. Практика показывает, что в конечном счете выигрывает именно тот, кто постоянно держит себя и своих сотрудников в тонусе, например, организуя еженедельные обсуждения законодательных нововведений, участвуя в конференциях и выстраивая систему обучения молодых юристов.
3. Ошибки при выборе и организации системы контроля и оценки работы сотрудников. Стремительный рост зачастую ставит предпринимателей в тупик – когда в компании работают всего 10 человек, руководителям относительно легко контролировать их работу. Когда штат увеличивается и нагрузка возрастает пропорционально, многие оказываются не готовыми к такому развитию событий и теряют контроль, поскольку физически не успевают проводить все те же контрольные мероприятия, что и прежде.
В этой связи не нужно изобретать велосипед – системы контроля известны юридическому миру давно. Западные коллеги разработали и опробовали уже не одну систему биллинга и контроля качества. Необходимо не только организовать работу правильно, но и поддерживать этот уровень организации, следить за тем, чтобы каждый был занят своей работой, должным образом загружен, а также соблюдал все корпоративные правила.
Система контроля должна начинаться с рабочего времени и заканчиваться конкретными действиями каждого сотрудника. Современный уровень развития информационных технологий позволяет не только отследить время, проводимое сотрудником на рабочем месте, но и понять, сколько именно времени и на какие задачи он потратил.
4. Ошибки при распределении финансов. Распределение финансов – еще одна достаточно серьезная тема для анализа перед тем, как организовать собственное дело. Прежде всего это корпоративный вопрос. Если у компании несколько учредителей, необходимо знать, каким образом идет распределение прибыли, кто и в каком объеме отвечает за убытки, причиненные компанией, а также можно ли поменять систему, если она перестанет отражать реальное положение дел. Однако по большей части вопрос в другом. Как руководитель юридической фирмы вы должны планировать расходы, точно знать, какие у компании могут быть издержки и как их минимизировать, если это нужно.
Надо оценить свои потребности и понять, какую сумму нужно будет тратить в месяц, квартал и год. Сколько будет стоить аренда помещения, какие должностные оклады предложить сотрудникам, а также сколько вы готовы тратить на компенсацию корпоративной связи. Круг финансовых вопросов чрезвычайно широк – какой тариф связи лучше выбрать, какие стимулирующие выплаты можно ввести для сотрудников, а также сможете ли вы заказывать кулеры с водой на постоянной основе. Не забывайте еще и о том, что придется раз за разом принимать сложные решения: инвестировать деньги в развитие фирмы или выплатить премии особо отличившимся сотрудникам, нанять еще одного сотрудника или закупить новое оборудование.
5.Ошибки при взаимодействии с клиентами. Отдельного внимания заслуживает и вопрос взаимодействия с клиентами. Выражение «клиент всегда прав» не соответствует действительности. Вы как руководитель имеете право уважать его желание считать себя правым, но не более того. «Кривая клиентской удовлетворенности» практически в каждом случае оставляет последнее слово недовольства выполненной работой за клиентом, даже если все результаты достигнуты.
Привлечение новых клиентов, продажи, лидогенерация и дальнейшее удержание клиентов – серьезные задачи, и вам заранее необходимо знать, как их решить, с какой стороны подступиться. Инвестировав деньги в привлечение клиентов, все ждут сиюминутного результата и зачастую оставляют клиента без внимания после первого же заказа. Это поведение крайне недальновидных руководителей – надо показать клиенту, что он не только может обратиться к вам снова в любой момент, но и то, что вы, вне всякого сомнения, достойны того, чтобы порекомендовать вашу фирму всем друзьям и коллегам. Запускайте программы лояльности, устраивайте мероприятия для своих клиентов, информируйте их о важнейших изменениях законодательства – и тогда ваши шансы на успех значительно возрастут.