Председатель Правительства РФ Д. Медведев подписал распоряжение о внесении в Государственную Думу законопроекта, который расширяет деятельность института присяжных заседателей. Поправки дают женщинам и пожилым мужчинам право на рассмотрение уголовных дел, возбужденных в отношении них, судами присяжных.
Под видом гуманизации
История суда присяжных в России берет свое начало еще в XIX веке. В то время такой вид судебного процесса охватывал существенную категорию дел, а также довольно широкий субъектный состав – на ум сразу приходит общеизвестное дело Веры Засулич, обвиненной в покушении на убийство петербургского генерал-губернатора и впоследствии оправданной в процессе во многом благодаря стараниям адвоката Александрова. Если брать советскую эпоху, то институт народных заседателей по уголовным делам также был практически повсеместным и гарантирован всем гражданам без исключения (ст. 154 Конституции СССР 1977 г.). Но в современной России под видом «гуманизации правосудия» законодатель выстроил такие рамки в отношении доступа женщин и пожилых людей к суду присяжных, которые никоим образом не вписывались в положения Конституции РФ и не могли долго устоять под справедливыми требованиями людей о прекращении дискриминации в части доступа к правосудию с участием жюри присяжных.
Как известно, равенство граждан перед лицом Конституции РФ является краеугольным камнем, на котором в правовом обществе строится вся система правоотношений. Однако на протяжении длительного времени, с момента принятия самого УПК в 2001 году, существовал ряд искусственных ограничений в применении института судопроизводства с участием присяжных заседателей. Так, кроме ограничения составов преступлений, по которым обвиняемый имел право на рассмотрение его вопроса коллегией присяжных, законодатель также сделал практически невозможным применение данного института в отношении обвиняемых женщин и лиц старше 65 лет.
Дело вот в чем. Несмотря на формальное отсутствие ограничений на доступ к институту по полу и возрасту, стоит отметить следующее противоречие между двумя применяемыми законами. Так, в силу п. 3 ст. 31 УК РФ судом присяжных в полном (12 человек) составе на уровне областного и равного ему судов рассматриваются дела, по которым возможно наказание в виде пожизненного лишения свободы или смертной казни, а в соответствии со ст. 57, 59 УК РФ данные виды наказания не могут быть назначены женщинам и лицам старше 65 лет. Таким образом, на ходатайства обвиняемых в районные суды женщин и пожилых людей о рассмотрении их уголовных дел с участием присяжных повсеместно следовал формально обоснованный отказ.
Это продолжалось практически до настоящего момента, пока Конституционный Суд РФ не поставил в этом вопросе точку.
КС РФ изменил ситуацию
По результатам рассмотрения дел о проверке конституционности п. 3 ст. 31 УПК РФ (постановления КС РФ № 6-П от 25.02.2016, № 7-П от 16.03.2017, № 7-П от 16.03.2017, № 13-П от 11.05.2017, № 15-П от 06.06.2017) суд установил справедливость требований обвиняемых женщин и лиц преклонного возраста об отсутствии у них доступа к правосудию с участием судов присяжных наравне с обвиняемыми-мужчинами. Суд усмотрел явные нарушения ст. 17 (Общие гарантии прав и свобод), 19 (Равенство граждан перед законом и судом и недопущение дискриминации), 47 (Право на рассмотрение дела судом присяжных), 55 (Недопущение ограничения основных прав и свобод гражданина) Конституции РФ.
Интересной представляется мотивировочная часть Постановления КС РФ № 6-П от 25.02.2016. В ней Конституционный Суд приводит довольно наглядный пример ограничения женщин в правах по доступу к институту присяжных: «Так, в силу части второй статьи 325 УПК Российской Федерации уголовное дело, в котором участвуют несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе при отсутствии возражений со стороны остальных подсудимых… Соответственно, если мужчина, обвиняемый в совершении в соучастии с женщиной преступления, отнесенного к подсудности суда с участием присяжных заседателей, заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе при отсутствии возражений со стороны подсудимой женщины… уголовное дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей. Что касается возможности рассмотрения судом с участием присяжных заседателей уголовных дел о преступлениях, в совершении которых обвиняются женщины, и по ходатайству женщины… то отсутствие у женщин в ряде случаев такой возможности… не имеет под собой каких-либо конституционно-правовых оснований, при том что мужчины в аналогичных случаях права заявить соответствующее ходатайство не лишены». Кроме того, суд учел, что Российская Федерация является участником Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года и обязано обеспечить равный доступ женщин и мужчин к юридической защите их прав.
Новый законопроект
Такого рода толкование норм КС РФ не могло остаться без внимания федерального законодателя, так как постановления КС РФ имеют высшую силу и требуют корректировки нормативной базы. Выводы, сделанные судом в указанных постановлениях, вылились в проект федерального закона «О внесении изменений в ст. 30 и 31 УПК РФ в связи с расширением применения института присяжных заседателей» (далее – законопроект). Данный законопроект за № 2258213-7 от 30.08.2017. внесен Правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу.
Законопроект примерно можно разделить на две составные части, устанавливающие условия, при которых применение суда присяжных возможно в том числе и для названных в статье женщин и мужчин старше 65 лет:
- Внесение изменений в ст. 30 УПК РФ, дополняемую п. 2.1, где говорится о составе суда из судьи районного (гарнизонного) суда и коллегии из шести присяжных заседателей по уголовным делам, вытекающим из:
– ст. 105 ч. 2 (Квалифицированное умышленное убийство);
– ст. 277 (Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля);
– ст. 295 (Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие);
– ст. 317 (Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа);
– ст. 357 (Геноцид).
- Внесение изменений в п. 3 ст. 31 УПК РФ, где уже по привычным нам квалифицированным составам статей УК РФ, большинство из которых описывают причинение вреда жизни и здоровью человека, исключается привязка в части возможного отправления правосудия судом присяжных лишь в строгом соответствии с положениями самого УК РФ.
Таким образом, как и изложено в пояснительной записке к законопроекту, уже с настоящего момента женщины и пожилые люди старше 65 лет имеют право на отправление правосудия судом присяжных на областном уровне по квалифицированным статьям УК из п. 3 ст. 31 УПК РФ, а применение на практике к данным категориям граждан нововведений ст. 30 УПК станет возможным с 01.06.2018.
Всячески приветствуя данную реформу, нельзя не отметить, что, в отличие от стран с развитой демократией и дореволюционной России, вплоть до настоящего момента по большинству составов УК РФ суд присяжных до сих пор не предусмотрен. К такого рода составам относится весь блок преступлений в сфере экономики (разд. 8 УК РФ), рассмотрение которых в составе жюри присяжных с большей долей вероятности помогло бы государству обозначить неоднократно декларируемое построение прозрачной финансовой системы, а также исключило бы необоснованное привлечение к уголовной ответственности по налоговым преступлениям лиц из числа субъектов малого предпринимательства, в том числе женщин и пожилых граждан, что во много раз повысило бы инвестиционную привлекательность нашей страны.