Многие предприниматели, начиная собственное дело, даже не представляют, с какими трудностями могут столкнуться. Открытие собственного бизнеса в России вдвойне трудно для иностранцев, так как предполагает глубинное изучение российских экономических, юридических и иных реалий. Остановимся подробнее на ошибках, которые допускают иностранцы при ведении бизнеса в Российской Федерации, а также разберем, как их избежать.
Риски предпринимательской деятельности
Говорят, что людям свойственно ошибаться. Это утверждение также применимо к предпринимателям – бизнесмены, несмотря на то что они являются профессиональными участниками рынка, также ошибаются. Возможность просчетов и наличие рисков предусмотрены в самом определении предпринимательской деятельности. Так, абзац 3 ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ разъясняет, что под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг». Интересное дополнение к этой дефиниции внес и Конституционный Суд РФ. В 2004 году он указал, что «деятельность акционеров не является предпринимательской (она относится к иной не запрещенной законом экономической деятельности), однако и она влечет определенные экономические риски, поскольку само акционерное общество предпринимательскую деятельность осуществляет» (Постановление КС РФ от 24.02.2004 № 3-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона «Об акционерных обществах», регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан, компании «Кадет Истеблишмент» и запросом Октябрьского районного суда города Пензы»).
К сожалению, необходимо констатировать, что большинство ошибок, допускаемых при ведении бизнеса, следует отнести к разряду «глупых»: предприниматели то введут «серую» (а иногда и «черную») зарплату для экономии средств, то забудут о репатриации валютной выручки при договорных отношениях с иностранным контрагентом, то доведут организацию до дедлока, потому что в ООО всего два участника с долями по 50%.
Ошибка первая – учет специфики
Несмотря на то что Российская Федерация относится к странам романо-германской правовой системы, законодательство нашей страны обладает значительной спецификой. Иностранным предпринимателям зачастую непонятны основные понятия, потому что в России установлены иные правила. Например, различаются организационно-правовые формы юридических лиц, требования к их деятельности и иные правила. Однако среди позитивных тенденций необходимо отметить масштабную реформу гражданского законодательства, в результате которой иностранные бизнесмены встречают в бизнес-практике инструменты, которые им давно известны. Так, с 1 июня 2015 года Федеральным законом от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» введены значительные изменения в обязательственную часть Гражданского кодекса РФ. В российское законодательство введены такие инструменты, как заверения об обстоятельствах (warranties and representations); договорное условие о возмещении потерь, возникших в случае наступления определенных в договоре обстоятельств (indemnity); возможность обеспечения исполнения негативных ковенантов (injunction); правило о присуждении денежных средств в пользу истца на случай неисполнения судебного акта ответчиком (астрент); опцион на заключение договора; соглашение о порядке ведения переговоров (MoU), подлежащее правовой защите; отказ от осуществления возникшего договорного права (waiver); положение об уплате определенной денежной суммы за одностороннее изменение или односторонний отказ от исполнения обязательства (break-up fee).
Правда, есть и минус: перечисленные инструменты регулируются по-своему, все же присутствует определенная российская специфика.
Ошибка вторая – налоговая
Налоговая сфера традиционно считается одной из самых сложных, а налоговые консультанты не зря являются одними из самых высокооплачиваемых экспертов в сфере консалтинга. Изучение налоговых требований – задача, которая требуют серьезных ресурсов. В последнее время (особенно с момента, когда Россия взяла курс на деофшоризацию) иностранные компании, которые тем или иным образом присутствуют на территории Российской Федерации, почувствовали на себе явные тенденции в области налогового регулирования. Выражаясь юридическим языком, назовем эти тенденции повышением качества проверок со стороны Федеральной налоговой службы с одновременным уменьшением вероятности оспорить решения по итогам проверок в судебном порядке. Иными словами, в ФНС стали гораздо строже относиться к нарушениям в налоговой сфере, а проверки все чаще заканчиваются назначением штрафов и судебными разбирательствами. Примеров тому масса. Вот только некоторые из них.
Дело № А40-155695/2012 дошло до Верховного Суда РФ и позволило понять, что необходимо точно указывать функции российского представительства иностранной компании, а также выстраивать прозрачную схему распределения прибыли внутри группы. Так, иностранная компания «Астеллас Фарма Юроп Б.В.», открывая российское представительство, указала среди его функций следующие: проведение медицинских исследований, регистрация медицинских препаратов компании, исследование фармацевтического рынка, осуществление деятельности по рекламе продукции компании. Таким образом, получение прибыли не входило в перечень функций представительства. Специалисты ФНС установили, что российскому представительству необходимо вменить налогооблагаемый доход. Ситуация осложнялась тем, что, как выяснили налоговые органы, представительство фактически действовало в интересах третьего лица – ЗАО «Астеллас Фарма» (дистрибьюторской компании по распространению продукции «Астеллас Фарма Юроп Б.В.» на территории РФ). Налицо ситуация, прямо предусмотренная Налоговым кодексом РФ и требующая определять налоговую базу налога на прибыль в размере 20% от суммы расходов постоянного представительства, связанных с деятельностью в интересах третьего лица. Пункт 3 ст. 307 НК РФ формулирует это как осуществление иностранной организацией на территории Российской Федерации «деятельности подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц, приводящей к образованию постоянного представительства, и при этом в отношении такой деятельности не предусмотрено получение вознаграждения». Видимо, консультанты компании не смогли должным образом изучить и разъяснить прямые требования налогового законодательства России.
Иностранные компании при ведении бизнеса в России действительно зачастую не учитывают местные правила и применяют глобальные подходы, сложившиеся в западной бизнес-практике. Анализируя самые громкие дела последних лет, вы закономерно придете к вопросу: неужели они не проводили комплаенс, не оценили риски исходя из четко прописанных положений законодательства?
Так было, например, в деле компании Freshfields – российское представительство международной юридической фирмы также пыталось оспорить предписание ФНС. Однако дело касалось распределения расходов между головным офисом и иностранным (в данном случае российским) представительством. Налогоплательщик, помимо всего прочего, ссылался на положения Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества». При этом суды трех инстанций согласились с доводом ФНС о том, что Конвенция в данном случае неприменима, так как Freshfields является партнерством, а подп. Е п. 1 ст. 3 Конвенции прямо указывает, что «термин «лицо» включает физическое лицо, компанию и любое другое объединение лиц, за исключением партнерства».
Стоит учитывать также то, что налоговые органы стали проводить детальный анализ деятельности юридических лиц, оценивая их зависимость. Так, эксперты ФНС сумели доказать в суде, что дочернее российское хозяйственное общество международной группы компаний Oriflame (ООО «Орифлэйм Косметикс»), созданное как самостоятельное юридическое лицо, тем не менее является постоянным представительством компании «Орифлэйм Косметик Б.В.». После того, как «суды приняли во внимание выявленные в ходе налоговой проверки обстоятельства, касающиеся фактического ведения на территории Российской Федерации деятельности работниками компаний «Орифлэйм Косметикс С.А.» и «Орифлэйм Косметик Б.В.», направленности этой деятельности на получение дохода от распространения косметической продукции «Oriflame» среди потребителей в интересах и к выгоде иностранных компаний», суды подтвердили, что компании обоснованно отказали в учете роялти, выплачиваемых за рубеж, в составе расходов (Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2016 № 305-КГ15-11546 по делу № А40-138879/14).
Ошибка третья – недооценка проверок
В Российской Федерации действует несколько десятков проверяющих инстанций, и, несмотря на определенные послабления и «административные каникулы», во время которых плановые проверки не проводятся, именно проверки зачастую вскрывают серьезные ошибки бизнесменов и приводят к серьезным штрафам и даже административному приостановлению деятельности юридического лица.
Безусловно, проверки зачастую носят откровенно несистемный характер. Так, после прямой линии с Президентом России В. Путиным начались масштабные проверки работодателей по всей стране на предмет соблюдения правил о своевременной выплате заработной платы. Жалоба работников комбината с острова Шикотан напрямую первому лицу государства привела к тому, что Государственная инспекция труда оштрафовала сотни работодателей и добилась выплаты работникам сотен миллионов рублей задержанных заработных плат.
Таким образом, выделив основные ошибки при ведении бизнеса в России, добавим, что большую часть из них можно избежать, если заранее проработать вопрос с высококвалифицированными юридическими и налоговыми консультантами, а также просто быть внимательнее и осмотрительнее.