Аналитические службы банков и инвестиционных компаний выпустили обзоры, посвященные инфляции и ее влиянию на ключевую ставку Центробанка. Серьезного роста цен в ближайшие месяцы не предвидится, от ЦБ финансисты ждут 27 октября снижения ставки.
Как правило, III квартал наиболее слабый с точки зрения показателей платежного баланса — из-за действия сезонных факторов, пишут аналитики банка «Уралсиб». Однако можно надеяться, что в отсутствие внешних шоков показатели платежного баланса ощутимо улучшатся в оставшиеся месяцы года. Улучшение сальдо счета текущих операций, в свою очередь, окажет поддержку рублю, который, несмотря на произошедшее с начала года смягчение денежно-кредитной политики ЦБ, все еще остается достаточно сильным. Поддержку российской валюте оказывают относительно высокие цены на энергоносители и значительный интерес нерезидентов к рублевым активам, констатируют аналитики «Уралсиба», но подчеркивают, что спрос на рублевые активы напрямую зависит от ключевой ставки Центробанка. Резкое снижение инфляции в последние несколько недель, по их мнению, открывает существенные возможности для дальнейшего снижения ставки до конца текущего года, что может привести к ослаблению спроса на рублевые активы со стороны нерезидентов и спровоцировать значительные колебания курса рубля с трендом на постепенное ослабление российской валюты.
Инвестиционная компания «Атон» обращает внимание на мнение ЦБ, согласно которому, снижение инфляции с 3,3% в годовом выражении в августе до 3% в сентябре носит краткосрочный характер и вызвано временными факторами, такими как неожиданно высокий урожай сельскохозяйственных культур и поздняя уборка урожая, что способствовало смещению сезонного роста предложения сельхозпродукции с августа на сентябрь. Еще одним фактором, прибавляют аналитики «Атона», стало укрепление рубля. Учитывая низкий показатель инфляции в сентябре, ЦБ не исключает пересмотра прогноза по инфляции на 2017 г. до 3,5—3,8% в годовом выражении в сторону понижения. Однако в среднесрочной перспективе регулятор ожидает, что инфляция вернется ближе к уровню 4%, то есть к целевой отметке, поскольку влияние дезинфляционных факторов исчерпает себя.
«Атон» обращает внимание и на беспокойство ЦБ по поводу роста инфляции в сфере услуг в сентябре — 4,2% против 4,1% в предыдущие месяцы, в основном за счет образовательных услуг, — это возможный признак роста потребительского спроса; а ограниченный спрос из-за высокой склонности населения к сбережениям был одним из дезинфляционных факторов в этом год. Аналитики соглашаются с тем, что текущее замедление инфляции временно и динамика индекса потребительских цен вернется ближе к целевому уровню регулятора в 4% — скорее всего, это произойдет в I квартале 2018 г. «Атон» предсказывает, что ЦБ снизит ставку уже на следующем заседании, которое состоится 27 октября, и, вероятнее всего, ставка будет снижена на 25 б.п. — нужно помнить, что следующее заседание не считается опорным.
Аналитики банка ING констатируют, что в сентябре инфляция составила 3,1% в годовом выражении, и это следствие не только того, что цены на продовольствие (также в годовом выражении) выросли всего на 2,5%, но также и того, что базовый индекс потребительских цен составил всего 3%. К концу года, как ожидают аналитики ING, инфляция остановится на показателе 3,3—3,4% годовых, хотя ЦБ предсказывает 3,5—3,8%; но вполне возможна и та цифра, которую прогнозирует Минэкономразвития, — 3,2%, и даже меньше, тут многое будет зависеть от состояния российской валюты. Такой итог 2017 г. делает радужным прогноз и на 2018 г. — индекс потребительских цен почти наверняка останется ниже 4%, а скорее всего, составит 3,6—3,7%. Урожай нынешнего года таков, что можно уже сейчас отмести опасения за состояние цен на продовольствие: зерна будет собрано больше, чем в рекордном 2016 г., а цены на пшеницу сейчас уже опустились до показателей 2014 г. Не так безоблачно выглядят перспективы цен на овощи — волатильности вряд ли избежать, но весьма вероятное снятие запрета на импорт помидоров из Турции вполне может удержать «овощную» инфляцию в нынешних пределах. Единственный фактор, который говорит в пользу роста инфляции, — это возобновившийся в России рост потребления; но он пока невелик и нестабилен.