Россия наращивает объемы материальной помощи нуждающимся странам

| статьи | печать

В общей массе часто негативной экономической информации (бюджетные проблемы, снижение платежеспособности населения, крайне медленное развитие производств, поставляющих продукцию на внутренний рынок, и т.д.), есть и действительно позитивные тренды, которые отмечают вдумчивые аналитики. Одну из таких тенденций рассмотрели авторы очередного «Мониторинга экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития», подготовленного экспертами РАНХиГС и Института Гайдара. Речь идет о неуклонном росте размеров экономической помощи дружественным странам. При снижении финансирования через международные институты наблюдается бурный рост помощи по двусторонним соглашениям.

Авторы исследования первым делом отмечают, что в последние годы сохраняется высокий объем помощи России иностранным государствам. Наблюдается существенный рост доли двусторонней помощи развитию (при которой страна направляет помощь напрямую реципиенту) по сравнению с многосторонней (при которой страна предоставляет помощь через международные организации). Это объясняется расширением программ помощи странам постсоветского пространства, в том числе в целях углубления евразийской экономической интеграции.

Российская Федерация вернулась в ряды международных доноров в 2004 г. В настоящее время правительство реализует собственную политику в сфере содействия международному развитию (СМР).

Важнейшие вехи экономической помощи

Впервые существенный рост экономической помощи был зафиксирован в 2009 г. Тогда российское правительство выделило более 785 млн долл. для финансирования программ, направленных преимущественно на преодоление последствий мирового кризиса 2008—2009 гг. в странах-реципиентах. В этом году по российской инициативе был создан Антикризисный фонд ЕврАзЭС , который впоследствии был преобразован в Евразийский фонд стабилизации и развития. А заметно возрастать размер объемов помощи стал с 2013 г. В период 2014—2016 гг. Россия внесла 500 млн долл. в качестве уставного капитала в Российско-Кыргызский фонд развития (РКФР).

«В последние два года ежегодный общий объем российской помощи превышал 1 млрд долл.», — отмечают исследователи.

Очевидные преимущества двусторонних соглашений перед многосторонними

В «Мониторинге...» замечается, что с момента формирования системы содействия международному развитию до 2014 г. российская официальная помощь развитию практически равномерно распределялась между каналами многосторонней и двусторонней помощи. А вот с 2014 г. доля двусторонней помощи стала расти, составив в 2016 г. примерно 74,5%. Официальным аргументом в пользу использования двусторонней помощи считается возможность оперативно внедрять проектный подход в сфере содействия международному развитию, а также формировать национальные практики оценки результативности и эффективности российских вложений. Механизмы предоставления двусторонней помощи позволяют развивать отечественную систему заключения контрактов на предоставление помощи, улучшать механизм сбора данных и отчетности.

Одной из целей ООН в области СМР, которая впоследствии была закреплена в рамках Комитета содействия развитию (КСР) ОЭСР, является выделение донорами помощи в размере 0,7% от валового национального дохода (ВНД) на ежегодной основе. У Российской Федерации этот показатель за последние годы пока не превысил 0,09%. Правительством была поставлена цель к 2020 г. увеличить расходы на СМР до уровня 0,1% ВНД.

Зато рост объемов помощи приближает Россию к показателю, который был зафиксирован в 2016 г. среди стран — традиционных доноров (стран «Группы семи») на уровне от 0,18% (США) до 0,7% (Великобритания). В рамках двусторонних программ помощи развитию отечественное правительство продолжает концентрировать усилия на содействии развитию стран СНГ, Сирии, Кубы. Крупнейшими получателями российской помощи среди стран СНГ являются Киргизия (322,81 млн долл.), Армения (37,37 млн долл.), а также Таджикистан (21,76 млн долл.). Россия остается крупнейшим донором гуманитарной помощи для Таджикистана (12,6%) после Германии (23,3%).

Эксперты отмечают усиливающийся тренд в практике предоставления Россией двусторонней помощи за последний год, который характеризуется снижением уровня бюджетной поддержки (35,55 млн долл.) и ростом объемов проектного финансирования и технической помощи (49,56 и 45,13 млн долл. соответственно).

Одной из основных форм содействия развитию в 2016 г. осталось списание долговых обязательств. Общий объем списанной Российской Федерацией задолженности составил 424,94 млн долл. Среди крупнейших должников, в отношении которых были прощены обязательства, стали Киргизия и Монголия. В 1-м полугодии 2016 г. Россия списала Киргизии 30 млн долл., а в июне 2017 г. был списан совокупный оставшийся долг в размере 240 млн долл. Также в 2016 г. была списана задолженность Монголии в размере 174,2 млн долл., остаток которой был зафиксирован на уровне 3,8 млн долл.

Евразийская экономическая интеграция и российская помощь развитию

«Как показывает международный опыт, экономическая интеграция, выражающаяся в снижении торговых тарифов и либерализации движения инвестиций, нередко способствует образованию провалов рынка. Одним из возможных инструментов преодоления появляющихся провалов могут стать программы технического содействия, направленные на укрепление экспортного и инвестиционного потенциала национальных производителей», — полагают авторы исследования.

Авторы «Мониторинга...» пишут, что фактический уровень содействия развитию странам ЕАЭС оказывается значительно выше, чем объемы оказанной помощи, в первую очередь за счет трансфертов, образующихся из-за отсутствия экспортной пошлины на поставку энергоносителей. Любопытная конструкция оказания помощи была создана, например, под «Газпром». Для газа мировой цены не существует, но освобождение «Газпрома» от экспортной пошлины при продаже газа в Белоруссию или Армению снижает цену поставок на ее величину. Размеры нефтегазового трансферта России партнерам по ЕАЭС составили около 9,1 млрд долл. в 2011 г., 11,8 млрд долл. в 2012 г., 9,3 млрд долл. в 2013 г., 6,5 млрд долл. в 2014 г., 4,5 млрд долл. в 2015 г., 4 млрд долл. в 2016 г. и 3,8 млрд долл. в 2017 г. (снижение последних лет связано с падением мировых цен на нефть и осуществляющимся с 1 января 2015 г. налоговом маневров в нефтегазовом секторе).

Распределение российской помощи среди ключевых получателей (млн долл.)

Направление помощи

2011

2012

2013

2014

2015

Итого за период 2011—2015

2016

Итого за период 2011—2016

Доля реципиента в общем объеме помощи за период 2011—2016, %*

Двусторонняя помощь (всего)

240,4

214,71

361,85

660,29

902,14

2379,4

762,06

3141,45

66,59

Афганистан

4,91

0,45

н/д

4,95

2,56

12,87

0,35

Азербайджан

3,18

1,73

н/д

0,48

0,01

5,4

0,15

Армения

3

5,79

5,26

5,86

37,37

57,28

1,55

Белоруссия

н/д

0,11

1,47

2,5

2,97

7,05

0,19

Гвинея

5,87

0,97

н/д

16,79

6,25

29,88

0,81

Иран

н/д

0,1

н/д

1,3

1,3

2,7

0,07

Иордания

н/д

2,6

5,44

3

4,99

16,03

0,43

Йемен

1

1,5

н/д

0,36

2,36

5,22

0,14

Казахстан

н/д

1,6

0,08

0,55

0,57

2,8

0,08

Кения

1,5

2,88

2,19

2

н/д

8,57

0,23

Киргизия (включая взносы в РКФР)

12,65

37,92

76,73

202,87

322,81

652,98

17,67

Куба

н/д

5,58

2,76

176,98

351,97

537,29

14,54

КНДР

22,39

15,5

33,61

68,42

59,77

199,69

5,40

Марокко

н/д

0,08

1,98

1,5

0,6

4,16

0,11

Намибия

2,45

0,09

0,46

н/д

0,06

3,06

0,08

Никарагуа

73,63

10,86

36,4

17,24

5,56

143,69

3,89

Сербия

13,1

9,49

36,47

16,21

11,25

86,52

2,34

Судан

н/д

0,01

2,56

0,05

1,54

4,16

0,11

Сирия

н/д

11,17

12,95

7,33

22,1

53,55

1,45

Таджикистан

6

15,21

17,12

19,48

21,76

79,57

2,15

Танзания

0,63

0,07

3,37

1,37

1,37

6,81

0,18

Тунис

0,87

0,04

1,98

1,65

1,12

5,66

0,153

Узбекистан

н/д

0,92

0,34

1,15

0,52

2,93

0,08

Многосторонняя помощь (всего)

238,59

250,3

351,81

215,56

259,26

1315,5

260,5

1315,52

33,41

МБРР

70

70,36

69,56

42,48

59

311,4

8,43

МАР

24,59

46,91

45,48

39,71

71,22

227,91

6,17

МВФ

95,5

95,5

2,58

МВФ (МИСЗ)

5,38

3,34

2,69

1,92

13,33

0,36

ПРООН

1,1

1,1

1,1

1,31

1,31

5,92

0,16

ЮНФПА

0,3

н/д

0,3

0,3

0,3

1,2

0,03

УВКБ ООН

2

2

2

2

5,31

13,31

0,36

ЮНИСЕФ

1

1

1

1

1

5

0,14

Другие институты ООН

64,96

49,64

67

78,15

79,53

339,28

9,18

Региональные банки развития

39,86

36,49

3,91

3,69

3,11

87,06

2,36

Другие многосторонние организации

22,5

31,46

39,76

34

25,47

153,19

4,15

Общий объем помощи России

478,99

465,01

713,66

875,85

1161,4

3694,9

1022,56

4717,47

100

Доля в российском ВНД

0,024

0,022

0,033

0,043

0,087

0,081

*Для отдельных стран и институтов — на основании данных за 2011—2015 гг.

Источник: КСР ОЭСР, Минфин России.