Статистика продаж в России новых легковых и легких коммерческих автомобилей в сентябре укрепила экспертов Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в том, что данный рынок успешно пройдет и через IV квартал текущего года. Это позволило им существенно повысить прогноз по его росту в 2017 г.
В прошлом месяце, по данным Комитета автопроизводителей АЕБ, в России реализовано 148 371 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 22 524 штуки, или на 17,9% больше, чем в сентябре 2016 г. Таким образом, по сравнению с августом текущего года темп прироста продаж в сентябре ускорился в годовом сопоставлении на 1,2 п.п., а в среднем за III квартал он составил чуть более 17,7% (12,2% во II квартале соответственно).
За девять месяцев 2017 г. в стране продано 1 129 374 названных автомобилей — на 108 304 штуки, или на 10,6% больше, нежели в январе — сентябре прошлого года (сентябрь ускорил годовой темп роста на 1 п.п.).
Отметим, что рост реализации новых легковых и легких коммерческих автомобилей год к году два квартала подряд (да даже в течение одного квартала) не наблюдался до этого в России с 2012 г.
Отрадно, что возрождение отечественного легкового авторынка уверенно возглавляет российская марка Lada с реализацией за девять месяцев 2017 г. 221 207 автомобилей, что на 17% (а точнее, на 16,5%) больше, чем в январе — сентябре 2016 г. Относительный рост ее продаж, как видим, немного уступает среднерыночному показателю и ниже, чем у идущего вторым по числу продаж авто бренда KIA (135 223 штуки), на весомые 10 п.п. Но напомним по этому поводу о роли сравнительной базы — чем она ниже, тем меньшими абсолютными усилиями обеспечивается относительный прирост. А увеличение продаж моделей Lada по сравнению с январем — сентябрем 2016 г. в абсолютном выражении отдает лидерство тоже ей, а не KIA — 31 355 авто против 28 515 соответственно.
Кстати, ярчайшим примером относительного чемпионства (но и фактом, требующим пояснения) стал рост продаж за девять месяцев год к году продукции под брендом Ravon — на 1462%. Столь впечатляющий относительный результат базируется на том, что в январе — сентябре 2016 г. автомобили под этой маркой только осваивались на нашем рынке, и реализовано их было всего 598 (только в сентябре 2016 г. 294 штуки — 49,2%!), а за девять месяцев текущего года продажи Ravon составили уже 9341 авто.
Несомненно, и по абсолютному росту реализации продукции успех у данного бренда внешне выдающийся… если бы компания с таким названием была «с улицы», полным новичком на российском рынке. Но это прямая наследница еще отнюдь не забытой узбекской компании Daewoo. И чтобы судить, помогли ли ей смена названия, обновление под ним модельного ряда, сравнивать, думается, логичнее не только с продажами в прошлом году новых автомобилей под маркой Ravon, но и с реализаций Daewoo, коих в 2016- м набралось 8574 штуки. Если такое допущение справедливо, то прирост продаж получается в пределах всего 2%. Хотя, возможно, подбивать результаты еще и рано. Пока, во всяком случае, видно, что Ravon сохранила на рынке группу поклонников автомобилей Daewoo — за их приемлемую цену, надежность в работе и неприхотливость в обслуживании.
Но вернемся к лидерам рынка по маркам. Замыкает первую тройку Hyundai с количеством продаж за девять месяцев 2017 г. 111 885 штук и ростом в годовом измерении на 11%. Заметим, что второе и третье места у продукции корейских марок. А не так давно прошла информация, что, по экспертным оценкам, качеством корейские автомобили уже не уступают «японкам», цены же у них по-прежнему скромнее. Видимо, рынок это подтверждает.
Дополняют лидирующую десятку Renault (95 718 штук и +18% соответственно), VW (62 094, +18%), Toyota (67 384, –1%; хотя у VW продажи ниже, он стоит на ступень выше, поскольку авторы исследования ранжирование проводят по последнему месяцу, а в сентябре у VW дела с реализацией шли лучше), Nissan (53 460, +2%), Škoda (44 846, +10%), GAZ (39 931, +6%) и Ford (34 896, +13%).
В контексте сказанного выше отметим, что самые низкие относительные показатели в первой десятке лидеров рынка у двух японских брендов. Toyota, как видим, вообще оказалась вне праздника роста продаж, а в прошлом сентябре их падение у нее год к году составило уже 10%.
Приятно, что в перечисленной компании нашлось место еще одной отечественной марке, символизирующей коммерческие автомобили, — GAZ. А вот наш UAZ занял место сразу под лидирующей десяткой с продажами за девять месяцев 28 811 авто и сокращением относительно января — сентября 2016 г. на 13%.
Чтобы поклонникам российских внедорожников было менее обидно, назовем автобренды, продажи под которыми тоже еще в минусе. Это Mercedes-Benz (27 226 штук за девять месяцев и –4% в годовом выражении), Lexus (16 926, –3% соответственно; правда, в сентябре — +4%), Audi (12 574, –22%), Lifan (11 274, –6%), Land Rover (6626, –2%), Suzuki (3267, –10%), Porsche (3063, –12%), Fiat (1619, –3%, но +60% в сентябре), Honda (1016, –8%, в сентябре — +64%), Geely (1693, –55%), DFM (462, –51%), Iveco (325, –20%), FAW (415, –40%, в сентябре — +21%), Brilliance (138, –82%), BAW (91, –33%), SsangYong (90, –92%) и Chrysler (6, –76%).
Данные Комитета автопроизводителей АЕБ о продажах новых легковых и легких коммерческих автомобилей по группам интересны помимо прочего тем, что отражают рыночные доли и их подвижки по маркам (автопроизводителям). Детально остановиться на всех них нереально, поэтому представим тех, кто больше всех выиграл и проиграл.
По доле на российском рынке названных автомобилей за январь — сентябрь 2017 г. почти с тройным отрывом от ближайшего преследователя лидирует группа AvtoVAZ — Renault — Nissan — 34,7%. По сравнению с девятью месяцами 2016 г. она расширила рыночное пространство на 1,5 п.п., и две трети этого прироста — заслуга нашего АвтоВАЗа, увеличившего свой удельный вес в количестве продаж автомобилей на 1 п.п. — с 18,6 до 19,6%. Из участников группы снизил свой «вес» только Nissan — с 5,1 до 4,7% соответственно.
Занимающая второе место KIA увеличила свою долю на рынке в рассматриваемом периоде тоже на 1,5 п.п. — с 10,5 до 12%.
VW Group хотя и не стала видным участником «передела рынка» (–0,1 п.п. в годовом сопоставлении), заслуживает упоминания за «призовое» третье место с рыночной долей в 11%. Из участников этой группы подвела только Audi (сокращение доли с 1,6 до 1,1%).
Формально третьим по весомости относительного роста доли в количестве продаж своих автомобилей опять нужно называть Ravon — +0,7 п.п. (увеличение с 0,1 до 0,8%). Но по тем же названным выше соображениям приходится напоминать, что у Daewoo этот показатель в 2016 г. был таким же — 0,8%.
Тройку относительно наиболее пострадавших по сокращению рыночной доли составили Toyota Group — –0,9 п.п. (сокращение с 8,4 до 7,5%), УАЗ — –0,6 п.п. (с 3,2 до 2,6%) и Mercedes-Benz — –0,3 п.п. (с 3,2 до 2,9%).
Есть, правда, с отличной от международной классификацией отечественная Sollers Group, которая числит в своем составе SsangYong и тот же УАЗ и имеет сокращение доли рынка на 0,7 п.п. (с 3,3 до 2,6%).
Лидеры продаж по моделям представлены в таблицах, в сентябре в первой их десятке все произведены в России. Заметим, что Rio от KIA, конечно, бестселлер, но практика показывает, что для общего успеха лучше иметь несколько хорошо продаваемых моделей, например, как у Lada.
И закончим особенно ценным в этот раз в силу содержащегося прогноза комментарием председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера: «Сентябрь доказал, что является еще одним месяцем на пути восстановления российского рынка. По сравнению с прошлым годом квартальные продажи с июля по сентябрь выросли на существенные 17,7% и в абсолютных цифрах (410 000 автомобилей) достигли показателей того же квартала два года назад.
На рынке царит настроение, что позитивный тренд продолжится и в предстоящие месяцы. Соответственно, прогноз АЕБ на 2017 календарный год был изменен в сторону увеличения и равен сейчас 1,58 млн автомобилей, или +10,8% по сравнению с 2016 г.».
Напомним, что в январе 2017 г. АЕБ прогнозировала рост рынка по итогам текущего года на 4%, до 1,48 млн автомобилей.
15 самых продаваемых в России новых легковых и легких коммерческих автомобилей по моделям в сентябре 2017/2016 гг., шт.*
Место |
Модель |
Бренд |
Сентябрь |
||
---|---|---|---|---|---|
2017 |
2016 |
2017/2016 |
|||
1 |
Rio |
KIA |
10 446 |
8014 |
+2432 |
2 |
Granta |
Lada |
9098 |
7815 |
+1283 |
3 |
Vesta |
Lada |
6861 |
4375 |
+2486 |
4 |
Solaris |
Hyundai |
6581 |
6498 |
+83 |
5 |
Creta |
Hyundai |
5843 |
5058 |
+785 |
6 |
Polo |
VW |
4517 |
4631 |
–114 |
7 |
Duster |
Renault |
4145 |
3201 |
+944 |
8 |
X-Ray |
Lada |
3175 |
1696 |
+1479 |
9 |
Logan |
Renault |
2905 |
2547 |
+358 |
10 |
Sandero |
Renault |
2886 |
2477 |
+409 |
11 |
Largus |
Lada |
2791 |
1746 |
+1045 |
12 |
Rapid |
Škoda |
2735 |
2207 |
+528 |
13 |
Kaptur |
Renault |
2678 |
2218 |
+460 |
14 |
NIVA |
Chevrolet |
2509 |
1829 |
+680 |
15 |
4x4 |
Lada |
2497 |
2911 |
–414 |
15 самых продаваемых в России новых легковых и легких коммерческих автомобилей по моделям в январе — сентябре 2017/2016 гг., шт.*
Место |
Модель |
Бренд |
Январь — сентябрь |
||
---|---|---|---|---|---|
2017 |
2016 |
2017/2016 |
|||
1 |
Rio |
KIA |
73 532 |
62 278 |
+11 254 |
2 |
Granta |
Lada |
67 702 |
63 622 |
+4080 |
3 |
Vesta |
Lada |
54 641 |
37 425 |
+17 216 |
4 |
Solaris |
Hyundai |
53 264 |
66 602 |
–13 338 |
5 |
Creta |
Hyundai |
37 188 |
8537 |
+28 651 |
6 |
Polo |
VW |
33 999 |
34 508 |
–509 |
7 |
Duster |
Renault |
30 636 |
33 064 |
–2428 |
8 |
X-Ray |
Lada |
23 976 |
13 225 |
+10751 |
9 |
RAV 4 |
Toyota |
23 907 |
23 711 |
+196 |
10 |
NIVA |
Chevrolet |
22 123 |
21 682 |
+441 |
11 |
Kaptur |
Renault |
22 064 |
5453 |
+16 611 |
12 |
Largus |
Lada |
22 053 |
20 303 |
+1750 |
13 |
Rapid |
Škoda |
21 605 |
19 052 |
+2553 |
14 |
Camry |
Toyota |
21 351 |
21 627 |
–276 |
15 |
Logan |
Renault |
21 243 |
21 053 |
+190 |
* Данные продаж Комитета автопроизводителей АЕБ включают как импортированные, так и автомобили местной сборки. |