Прогноз прироста продаж в России новых легковых автомобилей за 2017 г. вырос более чем вдвое

| статьи | печать

Статистика продаж в России новых легковых и легких коммерческих автомобилей в сентябре укрепила экспертов Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в том, что данный рынок успешно пройдет и через IV квартал текущего года. Это позволило им существенно повысить прогноз по его росту в 2017 г.

В прошлом месяце, по данным Комитета автопроизводителей АЕБ, в России реализовано 148 371 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 22 524 штуки, или на 17,9% больше, чем в сентябре 2016 г. Таким образом, по сравнению с августом текущего года темп прироста продаж в сентябре ускорился в годовом сопоставлении на 1,2 п.п., а в среднем за III квартал он составил чуть более 17,7% (12,2% во II квартале соответственно).

За девять месяцев 2017 г. в стране продано 1 129 374 названных автомобилей — на 108 304 штуки, или на 10,6% больше, нежели в январе — сентябре прошлого года (сентябрь ускорил годовой темп роста на 1 п.п.).

Отметим, что рост реализации новых легковых и легких коммерческих автомобилей год к году два квартала подряд (да даже в течение одного квартала) не наблюдался до этого в России с 2012 г.

Отрадно, что возрождение отечественного легкового авторынка уверенно возглавляет российская марка Lada с реализацией за девять месяцев 2017 г. 221 207 автомобилей, что на 17% (а точнее, на 16,5%) больше, чем в январе — сентябре 2016 г. Относительный рост ее продаж, как видим, немного уступает среднерыночному показателю и ниже, чем у идущего вторым по числу продаж авто бренда KIA (135 223 штуки), на весомые 10 п.п. Но напомним по этому поводу о роли сравнительной базы — чем она ниже, тем меньшими абсолютными усилиями обеспечивается относительный прирост. А увеличение продаж моделей Lada по сравнению с январем — сентябрем 2016 г. в абсолютном выражении отдает лидерство тоже ей, а не KIA — 31 355 авто против 28 515 соответственно.

Кстати, ярчайшим примером относительного чемпионства (но и фактом, требующим пояснения) стал рост продаж за девять месяцев год к году продукции под брендом Ravon — на 1462%. Столь впечатляющий относительный результат базируется на том, что в январе — сентябре 2016 г. автомобили под этой маркой только осваивались на нашем рынке, и реализовано их было всего 598 (только в сентябре 2016 г. 294 штуки — 49,2%!), а за девять месяцев текущего года продажи Ravon составили уже 9341 авто.

Несомненно, и по абсолютному росту реализации продукции успех у данного бренда внешне выдающийся… если бы компания с таким названием была «с улицы», полным новичком на российском рынке. Но это прямая наследница еще отнюдь не забытой узбекской компании Daewoo. И чтобы судить, помогли ли ей смена названия, обновление под ним модельного ряда, сравнивать, думается, логичнее не только с продажами в прошлом году новых автомобилей под маркой Ravon, но и с реализаций Daewoo, коих в 2016- м набралось 8574 штуки. Если такое допущение справедливо, то прирост продаж получается в пределах всего 2%. Хотя, возможно, подбивать результаты еще и рано. Пока, во всяком случае, видно, что Ravon сохранила на рынке группу поклонников автомобилей Daewoo — за их приемлемую цену, надежность в работе и неприхотливость в обслуживании.

Но вернемся к лидерам рынка по маркам. Замыкает первую тройку Hyundai с количеством продаж за девять месяцев 2017 г. 111 885 штук и ростом в годовом измерении на 11%. Заметим, что второе и третье места у продукции корейских марок. А не так давно прошла информация, что, по экспертным оценкам, качеством корейские автомобили уже не уступают «японкам», цены же у них по-прежнему скромнее. Видимо, рынок это подтверждает.

Дополняют лидирующую десятку Renault (95 718 штук и +18% соответственно), VW (62 094, +18%), Toyota (67 384, –1%; хотя у VW продажи ниже, он стоит на ступень выше, поскольку авторы исследования ранжирование проводят по последнему месяцу, а в сентябре у VW дела с реализацией шли лучше), Nissan (53 460, +2%), Škoda (44 846, +10%), GAZ (39 931, +6%) и Ford (34 896, +13%).

В контексте сказанного выше отметим, что самые низкие относительные показатели в первой десятке лидеров рынка у двух японских брендов. Toyota, как видим, вообще оказалась вне праздника роста продаж, а в прошлом сентябре их падение у нее год к году составило уже 10%.

Приятно, что в перечисленной компании нашлось место еще одной отечественной марке, символизирующей коммерческие автомобили, — GAZ. А вот наш UAZ занял место сразу под лидирующей десяткой с продажами за девять месяцев 28 811 авто и сокращением относительно января — сентября 2016 г. на 13%.

Чтобы поклонникам российских внедорожников было менее обидно, назовем автобренды, продажи под которыми тоже еще в минусе. Это Mercedes-Benz (27 226 штук за девять месяцев и –4% в годовом выражении), Lexus (16 926, –3% соответственно; правда, в сентябре — +4%), Audi (12 574, –22%), Lifan (11 274, –6%), Land Rover (6626, –2%), Suzuki (3267, –10%), Porsche (3063, –12%), Fiat (1619, –3%, но +60% в сентябре), Honda (1016, –8%, в сентябре — +64%), Geely (1693, –55%), DFM (462, –51%), Iveco (325, –20%), FAW (415, –40%, в сентябре — +21%), Brilliance (138, –82%), BAW (91, –33%), SsangYong (90, –92%) и Chrysler (6, –76%).

Данные Комитета автопроизводителей АЕБ о продажах новых легковых и легких коммерческих автомобилей по группам интересны помимо прочего тем, что отражают рыночные доли и их подвижки по маркам (автопроизводителям). Детально остановиться на всех них нереально, поэтому представим тех, кто больше всех выиграл и проиграл.

По доле на российском рынке названных автомобилей за январь — сентябрь 2017 г. почти с тройным отрывом от ближайшего преследователя лидирует группа AvtoVAZ — Renault — Nissan — 34,7%. По сравнению с девятью месяцами 2016 г. она расширила рыночное пространство на 1,5 п.п., и две трети этого прироста — заслуга нашего АвтоВАЗа, увеличившего свой удельный вес в количестве продаж автомобилей на 1 п.п. — с 18,6 до 19,6%. Из участников группы снизил свой «вес» только Nissan — с 5,1 до 4,7% соответственно.

Занимающая второе место KIA увеличила свою долю на рынке в рассматриваемом периоде тоже на 1,5 п.п. — с 10,5 до 12%.

VW Group хотя и не стала видным участником «передела рынка» (–0,1 п.п. в годовом сопоставлении), заслуживает упоминания за «призовое» третье место с рыночной долей в 11%. Из участников этой группы подвела только Audi (сокращение доли с 1,6 до 1,1%).

Формально третьим по весомости относительного роста доли в количестве продаж своих автомобилей опять нужно называть Ravon — +0,7 п.п. (увеличение с 0,1 до 0,8%). Но по тем же названным выше соображениям приходится напоминать, что у Daewoo этот показатель в 2016 г. был таким же — 0,8%.

Тройку относительно наиболее пострадавших по сокращению рыночной доли составили Toyota Group — –0,9 п.п. (сокращение с 8,4 до 7,5%), УАЗ — –0,6 п.п. (с 3,2 до 2,6%) и Mercedes-Benz — –0,3 п.п. (с 3,2 до 2,9%).

Есть, правда, с отличной от международной классификацией отечественная Sollers Group, которая числит в своем составе SsangYong и тот же УАЗ и имеет сокращение доли рынка на 0,7 п.п. (с 3,3 до 2,6%).

Лидеры продаж по моделям представлены в таблицах, в сентябре в первой их десятке все произведены в России. Заметим, что Rio от KIA, конечно, бестселлер, но практика показывает, что для общего успеха лучше иметь несколько хорошо продаваемых моделей, например, как у Lada.

И закончим особенно ценным в этот раз в силу содержащегося прогноза комментарием председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера: «Сентябрь доказал, что является еще одним месяцем на пути восстановления российского рынка. По сравнению с прошлым годом квартальные продажи с июля по сентябрь выросли на существенные 17,7% и в абсолютных цифрах (410 000 автомобилей) достигли показателей того же квартала два года назад.

На рынке царит настроение, что позитивный тренд продолжится и в предстоящие месяцы. Соответственно, прогноз АЕБ на 2017 календарный год был изменен в сторону увеличения и равен сейчас 1,58 млн автомобилей, или +10,8% по сравнению с 2016 г.».

Напомним, что в январе 2017 г. АЕБ прогнозировала рост рынка по итогам текущего года на 4%, до 1,48 млн автомобилей.

15 самых продаваемых в России новых легковых и легких коммерческих автомобилей по моделям в сентябре 2017/2016 гг., шт.*

Место

Модель

Бренд

Сентябрь

2017

2016

2017/2016

1

Rio

KIA

10 446

8014

+2432

2

Granta

Lada

9098

7815

+1283

3

Vesta

Lada

6861

4375

+2486

4

Solaris

Hyundai

6581

6498

+83

5

Creta

Hyundai

5843

5058

+785

6

Polo

VW

4517

4631

–114

7

Duster

Renault

4145

3201

+944

8

X-Ray

Lada

3175

1696

+1479

9

Logan

Renault

2905

2547

+358

10

Sandero

Renault

2886

2477

+409

11

Largus

Lada

2791

1746

+1045

12

Rapid

Škoda

2735

2207

+528

13

Kaptur

Renault

2678

2218

+460

14

NIVA

Chevrolet

2509

1829

+680

15

4x4

Lada

2497

2911

–414

15 самых продаваемых в России новых легковых и легких коммерческих автомобилей по моделям в январе — сентябре 2017/2016 гг., шт.*

Место

Модель

Бренд

Январь — сентябрь

2017

2016

2017/2016

1

Rio

KIA

73 532

62 278

+11 254

2

Granta

Lada

67 702

63 622

+4080

3

Vesta

Lada

54 641

37 425

+17 216

4

Solaris

Hyundai

53 264

66 602

–13 338

5

Creta

Hyundai

37 188

8537

+28 651

6

Polo

VW

33 999

34 508

–509

7

Duster

Renault

30 636

33 064

–2428

8

X-Ray

Lada

23 976

13 225

+10751

9

RAV 4

Toyota

23 907

23 711

+196

10

NIVA

Chevrolet

22 123

21 682

+441

11

Kaptur

Renault

22 064

5453

+16 611

12

Largus

Lada

22 053

20 303

+1750

13

Rapid

Škoda

21 605

19 052

+2553

14

Camry

Toyota

21 351

21 627

–276

15

Logan

Renault

21 243

21 053

+190

* Данные продаж Комитета автопроизводителей АЕБ включают как импортированные, так и автомобили местной сборки.