Сегодня финансовые директора играют жизненно важную роль в настройке и отслеживании стратегических приоритетов в компаниях. Но эта роль предполагает детальный анализ данных и информации с целью выявления ключевых инициатив и представление их заинтересованным лицам. Возможности для этого у CFO есть, но насколько результативно им удается заниматься такой работой?
Хорошие возможности для подготовки эффективных стратегических решений имеют те финансовые команды, которые используют для этого такие современные методы и инструменты, как:
-
сценарии с поправкой на риски;
-
сценарное моделирование и скользящее прогнозирование;
-
инструменты планирования, существенно сокращающие бюджетный цикл и улучшающие отчетность.
Они позволяют адаптироваться к изменениям рынка, находить и использовать новые рыночные возможности.
Финансовые дирекции также имеют уникальные возможности для определения ведущих показателей и их мониторинга, моделирования альтернативных сценариев и внедрения скользящих прогнозов для обеспечения долгосрочного успеха.
Но многие ли финансовые дирекции используют современные гибкие методы и инструменты планирования?
Оказывается, только 25% разрабатывают и используют сценарии на регулярной основе, хотя это и дает стратегические преимущества.
К таким выводам пришли эксперты в результате исследования1, проведенного на основании опроса CFO.
Финансовым директорам необходимо лучше работать с данными
В ходе исследования выяснилось, что роль финансистов в компании расширилась за счет новых обязанностей:
-
оценки возможностей слияния и поглощения и
-
более широкой роли в определении стратегических инициатив.
Кроме того, финансовым директорам часто поручают создать финансовую команду с навыками проведения эффективного анализа данных и отчетности с целью поддержки и обоснования инициатив топ-менеджмента. В такие команды включают тех, кто хорошо разбирается в технологиях и может коммуницировать и передавать полученную информацию, выявленную в процессе аналитики.
Для быстрой подготовки эффективных и обоснованных решений необходим богатый набор надежных и точных данных, которые часто выходят за рамки финансовых показателей и включают оперативные и транзакционные данные, позволяющие оценить положение компании с различных точек зрения (360-градусный обзор организации). Однако справляются с этим пока немногие. Исследование показало, что 93% опрошенных считают, что компании должны делать значительно больше, чем сейчас, для использования финансовых и оперативных данных при принятии стратегических решений.
Скорее всего, поэтому наиболее важными инициативами и приоритетами по управлению эффективностью финансисты считают:
-
отчетность и анализ для подготовки и принятия решений;
-
оперативное бюджетирование и прогнозирование;
-
сдерживание затрат, расходов и их эффективность;
-
долгосрочное финансовое планирование.
Однако для достижения эффективного планирования и анализа они по-прежнему преодолевают препятствия и главными проблемами называют:
-
нехватку, ограничения в ресурсах (60%);
-
устаревшие процессы и недостаточность инструментов (почти 50%).
Во многих случаях эти проблемы переплетаются. Ограничения в ресурсах часто возникают, когда при устаревших процессах и недостаточных инструментах приходится вручную агрегировать данные. Тогда и появляются сложности в составлении отчетности и вопросы качества данных.
Основные направления по планированию и анализу, которые необходимо улучшить, и ограничения, препятствующие эффективному планированию и анализу, выявленные в ходе исследования, приведены в табл. 1.
Эффективное финансовое планирование и анализ: сферы улучшения и препятствия (таблица 1)
Направления по планированию и анализу, которые необходимо улучшить |
Ограничения, препятствующие эффективному финансовому планированию и анализу |
---|---|
Отчетность и анализ для подготовки и принятия решений |
Недостаточно ресурсов |
Бюджетирование и прогнозирование |
Устаревшие и отработанные процессы |
Сдерживание, ограничение роста затрат |
Недостаточные инструменты и повышение эффективности |
Долгосрочное финансовое планирование |
Недостаточный набор навыков персонала |
От отчетности к подготовке информации для принятия решений
Ни одна отрасль не застрахована от изменений. Компании, которые в состоянии своевременно корректировать меняющиеся обстоятельства, могут выходить за рамки простого выживания, чтобы фактически процветать во время переходного периода.
В этой связи эксперты считают, что финансовым директорам еще предстоит добиваться прогресса в том, чтобы выступать в качестве инициаторов (агентов) по преобразованиям в своих компаниях.
Переход финансового отдела от выполнения функции бэк-офиса к аналитической работе по подготовке информации для корпоративной стратегии — нелегкая задача и требует от финансистов:
-
согласованных усилий, времени;
-
оптимального сочетания способностей и инструментов.
Поэтому не случайно оперативную и управленческую отчетность респонденты назвали в качестве двух своих критических приоритетов, что говорит о важности использования данных для подготовки стратегических и оперативных решений и управления корпоративной стратегией как одного из основных направлений деятельности современных финансовых команд.
Финансовые команды должны уметь и иметь возможность быстро и точно использовать сложные данные, переводить их в осмысленные идеи и убедительно выстраивать аргументацию при представлении и обосновании их руководству. И зачастую основным препятствием при этом являются используемые технологии.
Неэффективную отчетность финансовые директора часто связывают с использованием устаревших решений или чрезмерной зависимостью от автономных электронных таблиц. В одном из исследований по управлению бизнес-процессами2 в качестве самого большого преимущества решений по управлению эффективностью были названы лучшая отчетность и анализ.
Наиболее важные сферы в отчетности и общие барьеры, препятствующие улучшению отчетности по данным исследования, приведены в табл. 2. При этом в каждой организации возникают свои уникальные вопросы и проблемы.
Важные сферы в управленческой отчетности и барьеры для создания эффективной отчетности (таблица 2)
Наиболее важные сферы в отчетности |
% |
Используемые технологии препятствуют созданию эффективной отчетности |
% |
---|---|---|---|
Менеджмент |
75 |
Детализация данных, проникновение в данные нижнего уровня, чтобы понять детали, скрытые в отчетах |
55 |
Оперативный бизнес |
67 |
Интеграция данных из нескольких источников в единый отчет |
65 |
Бенчмаркинг данных отрасли, в которой работает компания |
49 |
Визуализация данных/улучшенные панели мониторинга |
56 |
Моделирование сценариев и точная отчетность повысят ценность подразделения
Еще одной проблемой для финансистов является трудоемкий и ресурсоемкий процесс бюджетирования. Более 75% респондентов отметили, что цикл составления бюджета длится в их компаниях более трех месяцев, так что к моменту утверждения бюджета окончательные данные оказываются неточными, а иногда устаревшими.
При сокращении цикла бюджетирования компании могут реализовать несколько ключевых преимуществ, считают эксперты: окончательный бюджет будет составлен на основе данных, которые все еще будут точны, что позволит финансовой команде тратить меньше времени на сбор данных и ресурсов и больше внимания уделять анализу добавленной стоимости.
Кроме того, к лучшему или худшему, использование электронных таблиц в бизнесе пока сохраняется, отмечают эксперты.
Фактически 87% респондентов продолжают работать с электронными таблицами в дополнение к основной системе планирования по следующим причинам:
-
78% — для дополнительного моделирования и анализа;
-
50% — для привлечения дополнительных источников данных;
-
44% — в качестве альтернативного механизма ввода данных;
-
43% — для графиков/диаграмм;
-
43% — для форматированной отчетности;
-
40% — для использования существующих моделей, встроенных в электронные таблицы.
В этой связи эксперты делают вывод: чтобы быть эффективными, разработчики сервисов должны включать электронные таблицы, предоставляя финансистам знакомый интерфейс для сложных процессов анализа и моделирования.
В заключение эксперты отмечают, что возможности для СFO и их команд быть доверенным консультантом для бизнеса связаны с использованием современных инструментов и процессов, позволяющих эффективно получать доступ к данным, анализировать их и своевременно предоставлять информацию. При этом моделирование сценариев и скользящие прогнозы в сочетании с усилением акцента на анализе данных и предоставлении точной отчетности, отражающей реальное положение дел в компании, повысит ценность финансового подразделения.
1 2017 CFO Outlook: Performance Management Trends and Priorities, Kaufman Hall.
2 BPM Pulse Survey 2016.