В последнее время рынок труда претерпевает колоссальные изменения. По наблюдению экономистов, юристов и социологов, в настоящий момент происходит прекаризация – процесс дерегуляции трудовых отношений, который влечет за собой угрозу отсутствия гарантированной трудовой занятости и снижения социальных и правовых гарантий как работников, так и потенциальных работников. Это приводит к формированию нового социального класса – прекариата.
Причины возникновения нового класса
Глобализация, социально-экономические изменения, гибкость регулирования рынка труда, гибкость заработной платы, постиндустриальная революция1, роботизация техники и внедрение цифровой рабочей силы (digital workforce), развитие IT-отрасли, социальные конфликты в мире – в совокупности эти явления привели к формированию нового класса в обществе.
Класс этот пополняют люди с незащищенной занятостью и негарантированным заработком. Он находится в процессе становления, и не все его представители осознают себя классом как таковым.
Прекаризация рынка труда и появление нового класса в структуре общества обусловлены рядом причин. Например, это претворение в жизнь концепции гибкости регулирования занятости и рынка труда как одной из мер на пути создания глобальной рыночной экономики. Этот процесс начался в конце 70-х годов прошлого столетия и особенно активен был до 2008 года. Связывают его с активно претворяемой в жизнь политикой неолиберальных экономистов. Некоторые специалисты склонны полагать, что меры, принимаемые ими, были направлены на свертывание налогово-бюджетной системы как основного механизма перераспределения общественного дохода.
Так или иначе, но начиная с 2008 года, с наступлением экономического кризиса, применение гибких механизмов регулирования рынка труда только усилилось. Такая мера обозначалась как одно из необходимых условий для преодоления экономических трудностей. Поскольку оплата труда стала происходить в основном за счет денежных вознаграждений с тенденцией ухода от социальных выплат, то можно считать, что произошла ретоваризация труда. Как показывает мировая практика, в условиях конкуренции с дешевой рабочей силой из Китая, Индии и проч. фирмы стали разгружаться от затрат, используя аутсорcинг и офшор, превращая таким образом все больше трудоспособного населения в прекариат.
Кроме того, активные процессы вытеснения человека как из высококвалифицированной, так и из низкоквалифицированной сфер труда, связанной с внедрением роботизации техники, только упрочили положение нестабильности для многих людей. Расхожее мнение относительно того, что роботы займутся лишь рутинной работой, опровергают деятельность как американской компании IBM Watson, суперкомпьютер производства которой используется для диагностики онкологических заболеваний, так и других компаний, разрабатывающих и применяющих различные нейронные сети – искусственный интеллект. Как следствие, возникает вопрос относительно того, является ли человек в настоящее время монополистом в интеллектуальной сфере труда? Добавим сюда развитие информационной экономики и экономики фриланса, порождающих работников нового поколения, самостоятельно организующих свой труд и занятость.
В то же время роботизация техники позволяет увеличить эффективность производства и положительно отражается на росте ВВП, что в идеале должно отразиться положительно на росте социально-обеспечительных выплат.
Виды прекариата
В зависимости от факта наличия трудового правоотношения между отдельным представителем прекариата и работодателя либо отсутствие такового и соответствующих этому отсутствию причин можно выделить следующие виды прекариата:
– представители прекариата, которые работают по трудовому договору у конкретного работодателя, но находятся в зоне риска ввиду возможного снижения социальных и правовых гарантий (рационализация труда преподавателей; отсутствие гарантированного рабочего места и охраны труда в случаях, когда работник «мигрирует» по офису в поисках свободного компьютера для выполнения трудовых обязанностей и заранее «бронирует» рабочее место для следующего рабочего дня; работники с неполным рабочим днем; высвобождаемые ввиду роботизации техники работники; временные работники);
– представители прекариата, которые уже расторгли трудовой договор с работодателем вследствие реализации гибких механизмов регулирования рынка труда (например, крупные компании, лидирующие в сфере развлечений и фитнеса, предлагают для последующего сотрудничества работникам-инструкторам расторгнуть трудовые договоры и оформить статус индивидуального предпринимателя и даже оказывают организационную помощь в оформлении необходимых документов, мотивируя это благом для работника в виде льготного налогообложения в новом статусе);
– представители прекариата, которые не являются потенциальными работниками для работодателя, предпочитающего использовать труд временных работников в условиях гибкой занятости.
Состав прекариата
Процесс прекаризации затрагивает несколько социальных групп, для которых характерна социальная незащищенность, обусловленная отсутствием для этого класса различного рода гарантий, в частности, гарантии занятости, гарантии воспроизводства навыков и проч. (эти гарантии соотносятся с принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в российском трудовом праве).
В соответствии с этим в состав прекариата включаются:
– часть трудоспособного населения, занятого постоянно на временной работе и работающего неполный рабочий день;
– безработные;
– люди, задействованные в сфере информационных технологий, программисты и др., которые заняты в основном фрилансом, а также так называемые crowdwokers – работники, выполняющие работу, именуемую «Crowdwork»;
– отдельные представители салариата;
– заемные работники;
– часть мигрантов, численность которых во многих странах мира, в том числе и в России, значительна. Это как внутренние, так и внешние мигранты.
Кроме того, в современном мире происходят события, в результате которых появился вопрос о проблемах реинтеграции на рынке труда беженцев, внутренне перемещенных лиц. Вопрос о занятости молодежи также по-прежнему актуален во всем мире.
Таким образом, в состав прекариата входят как занятые несамостоятельным трудом (наемные работники), так и лица, занятые самостоятельным трудом.
Необходимость защиты прекариата
Вышесказанное приводит к пониманию того, что появление прекариата на рынке труда ставит перед трудовым правом вопрос о необходимой защите социальных групп, составляющих это образование, и о том, какие резервы трудовое право будет для этого использовать.
Возможно, в условиях нынешнего капитализма трудовое правоотношение приобретает иные свойства, и уже не все признаки, которые перечислены в ст. 15 ТК РФ, на сегодня так актуальны. Но возможно ли, что именно из-за того, что они императивно закреплены в законе, возникают нетипичные формы трудовых правоотношений? Такие формы законодатель относит к явлениям исключительного характера, регулируя их как особенную категорию, так как они являются свидетельством новой мировой тенденции. И тенденция эта задает необходимый вектор развития отрасли трудового права.
1 В отчете Всемирного экономического форума (WEF) «TheFutureofJobs», представленном в январе 2016 года в Давосе, отмечается, что общество стоит на пороге четвертой промышленной революции. И самые большие перемены в этой связи произойдут на рынке труда, поскольку развитие робототехники приведет к сокращению 5 млн рабочих мест к 2020 году. Отчет посвящен занятости и навыкам в сфере кадровой стратегии на пороге четвертой промышленной революции (отчет затрагивает 15 развитых стран, среди которых Великобритания, США, Китай, Франция, Германия и пр).