Отечественная промышленность в январе — сентябре 2017 г. продемонстрировала по сравнению с девятью месяцами 2016 г. рост на 1,8%, что чуть ниже показателя, который прогнозирует Минэкономразвития по итогам года (2%). Между тем экономистов беспокоит снижение темпов прироста в сентябре (0,9% к уровню первого месяца осени 2016 г.) и уменьшение оптимизма «директорского корпуса» российской индустрии.
Индекс промышленного производства в январе — сентябре нынешнего года по отношению к аналогичному периоду 2016 г. составил 101,8%, в сентябре текущего года по отношению к началу осени прошлого года — 100,9%, по сравнению с предыдущим месяцем 2017 г. — 101,0%.
В отраслевом разрезе лучше других секторов экономики выглядела добыча, где в январе — сентябре 2017 г. индекс промышленного производства был выше, чем в целом в индустрии — 102,3% к соответствующему периоду прошлого года и 100,8% — по сравнению с предыдущим периодом.
Обрабатывающий сегмент показал более низкие темпы роста к январю — сентябрю 2016 г. (101,7%), но смотрелся лучше других отраслей при сравнении с предшествующим кварталом (101,7%).
Более скромные успехи наблюдались в компаниях, занятых обеспечением электрической энергией, газом и паром, кондиционированием воздуха. Здесь индекс промышленного производства в сентябре — январе равнялся 100,2% по отношению к соответствующему периоду 2016 г. и 89,3% к показателю предыдущего периода.
Наконец, отрицательные значения индекса промышленного производства Росстат зафиксировал на предприятиях, которые заняты водоснабжением, водоотведением, организацией сбора и утилизации отходов, деятельностью по ликвидации загрязнений (96,3% к уровню аналогичного периода 2016 г. и 96% — к предшествующему периоду).
Безудержный оптимизм сменился умеренным позитивом
Ряд факторов, по оценке экспертов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), указывают на то, что ситуация «на грани стагнации» закрепилась в ожиданиях всех основных субъектов экономики. В силу этого выход из кризиса, видимо, будет и более медленным, и менее устойчивым, чем предполагалось еще год назад.
Существенным фактором, определяющим особенности развития всей российской промышленности, стало быстрое изменение ожиданий менеджмента компаний. «Для начала года, на фоне достигнутой к тому моменту макроэкономической стабилизации, роста цен на нефть и ожиданий постепенного урегулирования отношений с новой администрацией США стало характерно резкое, в общем-то не имеющее реальных оснований, улучшение ожиданий менеджеров компаний (индекс PMI достиг пиковых значений 2011 г., когда экономика была, скорее, перегрета), — отмечает аналитик ЦМАКП Дмитрий Белоусов. — Эта ситуация давала надежду, что российская экономика находится на пороге восстановления роста, но и создавало риски избыточно резкой коррекции в случае вполне вероятного ухудшения внешней или внутренней конъюнктуры».
Затем ситуация изменилась — безудержный оптимизм сменился умеренным позитивом, индекс PMI снизился до соответствующего нынешней ситуации уровня в 51—53. Это означает, что предприятия «привыкли» к кризису и медленному выходу из него. «Чреватой коррекцией избыточности ожиданий больше нет, но и возможностей для экономического скачка на базе ожиданий уже нет, — считает эксперт ЦМАКП Елена Абрамова.
В этом положении инвестиции начали расти, что, возможно, является наиболее обнадеживающим явлением современной ситуации (оценка ЦМАКП для текущего года равняется 3,6—4%). При этом дефицит частных инвестиций перекрывается активизацией государственных (включая капвложения субъектов Федерации, в рамках своих полномочий отвечающих за строительство объектов транспортной инфраструктуры).
Именно в этом кроется, по оценке экономистов ЦМАКП, объяснение парадокса: объем выпуска в строительстве стал расти и раньше, и быстрее, и стабильнее, чем производство машин и оборудования для внутреннего рынка. Рост последнего сегмента возобновился только в последние месяцы, хотя, в принципе, на выходе из кризиса сначала начинается «дешевая» модернизация производственного аппарата, а строительный бум возникает, уже когда выход из кризиса приобретает устойчивость.
Топ-менеджеры адаптировались к «новой реальности»
Похожие оценки динамики отечественной индустрии дают ученые Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ВШЭ. Промышленность в начале осени продолжает демонстрировать устойчиво низкие темпы роста, практически не отклоняясь от общей траектории своего развития, сформировавшейся в течение последних месяцев.
Топ-менеджеры крупных и средних промышленных предприятий, по словам директора ЦКИ Георгия Остапковича, адаптировались к «новой реальности». Они нашли относительное равновесие между спросом и производством продукции и практически исключили сползание промышленности в целом обратно в рецессию.
Адаптационным процессам в первую очередь способствовало относительное улучшение макроэкономической ситуации, включая инфляционную и валютную составляющие, некоторое улучшение инвестиционной активности, очевидное замедление падения реальных доходов населения, ценовую стабилизацию на рынке сырьевых товаров, уменьшение давления экономической неопределенности и ряд других позитивных моментов.
Названные факторы, по мнению Г. Остапковича, позволяют войти промышленности в зону роста в интервале 1,6—2,2%, но движение в этой «колее» может затянуться на два-три года.
Основными барьерами на пути выхода отрасли на мировые темпы роста, по оценке экспертов ЦКИ, являются недостаточная инвестиционная и инновационная активность компаний, низкая производительность труда и высокий износ основных фондов. Кроме того, предстоит решить проблемы с дефицитом квалифицированных кадров, недостатком дешевых «длинных» денег и запаздыванием с управленческими, структурными и институциональными реформами.