В прошлом году общий объем интернет-торговли в нашей стране составил около триллиона рублей. Об этом премьер-министр Дмитрий Медведев рассказал на пленарном заседании форума «Открытые инновации». По его словам, это очень маленькая цифра — всего лишь 3% от объема розничной торговли. Чтобы добиться увеличения этого показателя, власти страны намерены развивать сферу интернет-торговли.
Как говорится в проекте Стратегии развития интернет-торговли, который представил Минпромторг 18 октября, положения о развитии электронной торговли в последнее десятилетие регулярно включаются в программу ведущих международных и национальных политических и экономических организаций.
Условия для развития электронной торговли заложены в программных документах лидеров АТЭС, где действует специальная Рабочая группа АТЭС по электронной коммерции (APEC ECSG). Значимость электронной торговли для поступательного экономического развития отмечена в документах БРИКС, в том числе в Коммюнике по итогам 6-й встречи министров торговли БРИКС в Нью-Дели, Индия, 13 октября 2016 г.
В Европейском союзе утверждена и реализуется стратегия формирования Единого цифрового рынка, направленная на преодоление европейским рынком электронной торговли барьеров, связанных с инфраструктурой, покрытием интернета, авторским правом и защитой данных, через совершенствование онлайн-сервисов и цифровых технологий.
В рамках ОЭСР и G20 формируются общемировые рекомендации по развитию электронной коммерции. В США, Китае, Южной Корее принимаются законы, направленные на непосредственное стимулирование развития этого сектора экономики.
В ряде стран (Великобритания, Германия, Китай, Финляндия, США) доля электронной торговли сектора B2C в общем объеме оборота розничной торговли значительна и составляет от 10 до 20%. Наиболее активно развивающиеся экономики, в том числе КНР, также придают особый статус вопросу развития электронной торговли, включая соответствующие положения в стратегии национального развития.
В РФ, где создание релевантной и детализированной официальной статистики в сфере электронной торговли находится на стадии формирования, доля интернет-торговли оценивается в 3—4% от общего объема рынка. По результатам социологических исследований, более 35% пользователей уже хотя бы раз совершали покупки в интернете. За последние пять лет сократились сроки доставки из интернет-магазинов в среднем в два-три раза. Увеличилось количество безналичных платежей. В совокупном объеме розничной электронной коммерции доля оплаты картами товаров и услуг выросла с 3,5% в 2009 г. до 30,5% в 2016 г. Доля заказов с использованием смартфонов составляет около 22%.
В настоящее время на рынке функционирует, по оценкам одних экспертов, около 40 000 интернет-магазинов, по оценкам других — около 200 000. При этом всего 5% интернет-магазинов генерируют 90% оборота, выполняя более десяти заказов в день. Интернет-магазины представляют собой как отдельные крупные и небольшие компании интернет-торговли, проекты в составе омниканальной системы продаж традиционных форматов торговли, платформы для создания и продвижения магазинов, так и интернет-ресурсы неторговых компаний.
Статистику запустят в Сеть
Среди основных направлений и механизмов решения задач развития электронной торговли в РФ экспертная группа выделила совершенствование статистического учета. Государственная статистика розничной электронной торговли выражается единственным показателем — долей продаж через интернет в общем объеме оборота розничной торговли. По итогам 2016 г. значение этого показателя составило 1,1%, то есть объем внутренней розничной электронной торговли в России, согласно предварительным данным Росстата, составил в 2016 г. 303 млрд руб.
Центробанк России оценивает российский рынок электронной торговли на основе отчетностей об операциях с использованием платежных карт. По данным Центробанка России, в 2016 г. объем внутреннего рынка розничной электронной торговли товарами и услугами составил 1,95 трлн руб., объем трансграничной электронной торговли товарами и услугами — 308,9 млрд руб.
Оценки специализирующихся исследовательских агентств и отраслевых ассоциаций сильно отличаются от данных Росстата и Центробанка и разнятся в зависимости от методологии исследования.
Еще одна проблема, на которой акцентировали внимание авторы документа, — снятие запретов, не распространяющихся на традиционную торговлю. В интернет-торговле на сегодняшний день существует ряд товарных категорий, дистанционная продажа которых прямо запрещена, ограничена или не имеет четкого легального статуса.
Так, объем дистанционной торговли лекарственными препаратами корректно оценить невозможно. Оценка по косвенным признакам (количество запросов на покупку лекарственных препаратов в поисковых системах, результаты опросов потребителей) дает показатели на уровне 5—8% (45—75 млрд руб.) розничного сегмента фармацевтического рынка в России (936 млрд руб. с учетом 195 млрд руб. в сегменте парафармацевтики).
Возможность реализации лекарственных препаратов через интернет позволит удовлетворить существующий спрос населения на приобретение лекарств и увеличит обеспеченность населения медикаментами в труднодоступных местах, считают в Минпромторге.
Вместе с тем Кабмин намерен заняться развитием логистической инфраструктуры электронной торговли. В настоящее время 62% заказанных товаров всех интернет-магазинов и компаний дистанционной торговли (как отечественных, так и зарубежных в РФ) доставляется через «Почту России».
Государственного контроля требует и развитие электронных средств платежа. В В2С-секторе на сегодняшний день доля безналичных платежей (в основном банковские карты) в развитых странах составляет более 90% (Франция — 92%, Бельгия — 93, Канада — 90, Великобритания — 89, Бельгия — 89%). В России доля оплаты картами товаров и услуг выросла с 3,5% в 2009 г. до 30,5% в 2016 г.
Потребителей защитят от виртуальных мошенников
Особое внимание авторы проекта намерены уделять защите прав потребителей в сфере интернет-торговли. Как говорится в документе, за пять лет, с 2012 по 2016 г., количество заказов в интернет-магазинах выросло в 2,2 раза (до 460 млн заказов). При этом число жалоб граждан, поступающих в органы Роспотребнадзора, связанных с дистанционным способом продажи, по итогам 2016 г. составило 8600 (то есть 0,0000187% от количества заказов). В 2016 г. было возбуждено 404 административных дела за нарушение потребительского законодательства.
Эксперты считают, что необходимо установить равные требования для возврата товаров вне зависимости от способа приобретения: онлайн или офлайн. В частности, необходимо распространить на российскую дистанционную торговлю действие Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.
По текущему законодательству, при дистанционной продаже право потребителя на получение компенсации никак не связано с возвратом товара продавцу. С момента обращения с претензией потребитель имеет право на возврат средств, а вот передать товар он может в течение неограниченного времени. Необходимо увязать между собой возврат товара для прохождения экспертизы и возникновение права потребителя на возврат денежных средств.
Власти рассчитывают, что с помощью Стратегии развития интернет-торговли к 2025 г. доля электронной торговли в общем объеме торговли достигнет 20%. При этом не менее 70% розничных магазинов будут использовать в продажах интернет-канал, не менее 80% населения старше 12 лет будет использовать интернет для осуществления покупок. Одновременно документ предусматривает увеличение до 10% доли России на мировом рынке электронной торговли, увеличение экспорта по каналам электронной торговли не менее чем на 5%, а также рост числа интернет-продавцов, занятых в сфере электронной торговли России, до 100 000 чел.
К сведению
Онлайн-продажи растут ударными темпами
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем рынка интернет-торговли в России в 1-м полугодии 2017 г. вырос на 22% по сравнению с 1-м полугодием 2016 г. и составил 498 млрд руб. Рынок продолжает уверенный рост. По результатам 2017 г. АКИТ прогнозирует объем рынка более чем 1,1 трлн руб.
По оценкам АКИТ, интернет-торговля товарами и услугами составляет 36% объема цифровой экономики в России. Несмотря на увеличивающиеся темпы роста рынка, по-прежнему существенную долю этого роста составляет трансграничная торговля. Объем этого сегмента в 1-м полугодии 2017 г. вырос на 34% по сравнению с 1-м полугодием 2016 г. и составил 178 млрд руб.
Таким образом, доля трансграничной налогонеоблагаемой торговли по результатам 1-го полугодия 2017 г. составила 35,7%. Ассоциация прогнозирует, что по результатам 2017 г. доля трансграничной торговли в обороте интернет-торговли в России составит 37%, а ее объем — 420 млрд руб.
Количество входящих международных отправлений с товарным вложением также продолжает расти колоссальными темпами. По результатам 1-го полугодия 2017 г. их количество увеличилось на 49% и составило 152 млн шт. АКИТ ожидает, что в 2017 г. количество входящих отправлений с товарным вложением составит около 400 млн штук.