Вопреки снижению реальных доходов потребительская уверенность россиян укрепляется

| статьи | печать

В III квартале текущего года позитивная тенденция восстановления совокупных потребительских ожиданий населения, по данным Росстата, активизировалась. Индекс потребительской уверенности (ИПУ) достиг лучшего результата за последние три года. Но эксперты Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ указывают, что его отрицательная величина по-прежнему говорит о преобладании в обществе потребительского пессимизма, для преодоления которого необходимо решить, наконец, проблему падения реальных доходов населения.

В минувшем квартале индекс потребительской уверенности, рассчитываемый Росстатом, повысился по сравнению с II кварталом на 3 п.п. и достиг отметки –11%. Это, как отмечают эксперты ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, представляя данные ежеквартального обследования статведомства, лучший его показатель за последние три года. Причем это относится ко всем компонентам индекса.

Тенденция постоянного, хотя и разной интенсивности, относительного улучшения ИПУ продолжается уже семь кварталов подряд, напоминают они. За этот период — после локального минимума в начале 2016 г. — значение индикатора прибавило 19 п.п., переместившись с отметки –30 до –11%. Однако его отрицательная величина по-прежнему свидетельствует о преобладании пессимизма в настроениях потребителей, замечают аналитики ЦКИ.

При этом они подчеркивают, что относительное улучшение потребительских настроений было обусловлено в основном позитивными сдвигами в отношении населения к фактически произошедшим переменам, и это, по их мнению, стоит отнести к одним из наиболее позитивных аспектов последнего обследования. Так, частные индексы изменений, произошедших в личном материальном положении респондентов и в экономике России, выросли по сравнению с предыдущим кварталом на 3 и 4 п.п. соответственно. При этом предположения относительно развития ситуации в течение следующих 12 месяцев остались практически теми же: индекс ожидаемых изменений личного материального положения сохранил значение предыдущего квартала, а аналогичный индекс для экономики России прибавил лишь 1 п.п.

Таким образом, отмечают эксперты Центра, значения фактических компонентов ИПУ продолжили приближаться к значениям его ожидаемых компонентов, что, как показывают ретроспективные результаты опросов, всегда происходит в относительно спокойные компенсационные периоды восстановления экономики. В моменты кризисов большинство респондентов сохраняют некоторый оптимизм и не теряют надежду на исправление ситуации в ближайшей перспективе, несмотря на очевидные текущие неурядицы. Особенно это касается оценок экономики России в целом, которые по определению более субъективны и эмоциональны по сравнению с оценками собственного благосостояния.

Так, в конце 2009-го и в начале 2015 г. разница между частными индексами произошедших и ожидаемых изменений в экономике России достигала 35 п.п. и более, а в минувшем квартале эта разница сократилась до 10 п.п. При этом индекс фактических изменений в течение 2016—2017 гг. проделал, по оценке специалистов ЦКИ, впечатляющий путь наверх с отметки –46 до –12%, вплотную приблизившись к отметкам благополучных годов.

Индекс благоприятности условий для крупных покупок традиционно остался самым низким среди компонентов ИПУ, но после роста на 2 п.п. относительно предыдущего квартала достиг лучшего за последние три года значения (–27%). Индекс благоприятности условий для сбережений, который, согласно принятой методологии, не включается в состав ИПУ, прибавил 3 п.п. и составил –38%. Несмотря на относительное улучшение этих двух индексов, их выраженные отрицательные значения свидетельствуют ученым Центра о том, что финансовое состояние большинства респондентов не позволяло им акцентированно совершать покупки дорогостоящих товаров или откладывать средства.

Анализ возрастного распределения ИПУ выявил, по их мнению, весьма обнадеживающую положительную тенденцию. Впервые за долгое время наиболее заметный рост оптимизма наблюдался среди «средней» группы респондентов — от 30 до 49 лет. В этой категории населения, которая наиболее активно влияет на экономическую, социальную и электоральную ситуацию в стране, индикатор вырос на 5 п.п., до –9%, и почти догнал традиционно самую оптимистично настроенную молодежь (от 16 до 29 лет).

В более возрастной группе (от 50 лет и старше) ИПУ тоже вырос относительно предыдущего квартала, но лишь на 1 п.п.

Проведя более детальный анализ аспектов формирования потребительской уверенности, его авторы отмечают, что крайне малое число (0,1%) участников опроса оценили свое материальное положение в III квартале 2017 г. как «очень хорошее» и 8,8% — как «хорошее». Две трети респондентов сообщили о «средней» финансовой ситуации. Почти четверть респондентов считали свое материальное положение «плохим», 1,8% — «очень плохим». Такое распределение мнений, замечают они, вполне типично для последних семи лет.

Прогнозируя динамику цен в течение следующих 12 месяцев, большинство участников опроса предполагали подорожание товаров и услуг, лишь 13,5% надеялись на их стабильность или снижение.

Только 0,5—0,6% респондентов рассматривали сложившиеся в стране условия как «очень благоприятные» для совершения крупных покупок и формирования сбережений. Вариант ответа «скорее благоприятные условия» встречался чаще, чем в предыдущем квартале, тем не менее, такого мнения придерживались лишь 11 и 8% респондентов. Нейтральные оценки дали около трети участников опроса, а большинство (48 и 57% соответственно) считали текущий момент «неблагоприятным» для крупных трат и для сбережения финансов, из них 17,4 и 21,6% — «совсем неблагоприятным».

Экстраполяция приведенных выше распределений оценок позволяет аналитикам ЦКИ констатировать, что, несмотря на определенные улучшения, в III квартале 2017 г. четвертая часть населения страны была не удовлетворена своим материальным положением, а примерно половина домашних хозяйств могла позволить себе текущие расходы, не имея возможности делать сбережения или приобретать дорогостоящие товары. При этом более 85% потребителей по-прежнему ожидали рост цен на товары и услуги в течение следующего года.

Директор ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович, отмечая впечатляющий рывок ИПУ за последние семь кварталов с –30 до –11%, замечает, что при сохранении подобной динамики теоретически через два-три квартала ИПУ достигнет нейтрального значения с возможным переходом в благоприятную зону. Однако для этого, считает ученый, потребуется значительно больше экономических усилий.

«В первую очередь необходимо решить фундаментальную проблему помесячного падения реальных располагаемых денежных доходов населения, которое продолжается уже почти три года, и перейти хотя бы к их дорецессионному росту, — убежден Г. Остапкович. — Это довольно сложная задача в сегодняшних условиях как для Правительства РФ, так и для основных фигурантов, формирующих экономический рост, — самих экономических агентов. Исходя из сегодняшних условий и бюджетных ориентировок на следующие три года, за этот период каких-либо акцентированных источников решения проблемы не просматривается. В лучшем случае, население ждет компенсация потерь, понесенных с ноября 2014 г. по настоящее время, и возвращение к позициям начала 2014 г.».

Также вызывает беспокойство ученого очевидная разбалансированность темпов экономического роста и состояния реальных располагаемых денежных доходов россиян. Экономика страны растет третий квартал подряд, но наряду с этим уже около трех лет наблюдается устойчивое помесячное снижение реальных располагаемых денежных доходов. «Исходя из экономической теории, данное явление можно охарактеризовать как экономический нонсенс. Все-таки главным бенефициаром экономического роста любой страны является в первую очередь ее население, или, как принято называть согласно международной методологии СНС, домашние хозяйства, — говорит Г. Остапкович. — Конечно, можно сослаться на то, что компенсационный рост экономики после рецессии практически всегда на три — шесть месяцев опережает восстановление доходов населения. Однако рост ВВП наблюдается уже почти год, а доходы продолжают падать. Исходя из экономической теории, это означает, что рост ВВП не имеет качественной основы, а увеличение добавленной стоимости происходит преимущественно за счет внедрения неэффективных проектов и непроизводительных затрат. Так, при всем уважении и необходимости для страны значительных капитальных вложений, например в строительство сооружений для ЧМ по футболу 2018 г. или в оборонный сектор, надо осознавать, что эти затраты имеют весьма слабый мультипликативный эффект для роста реальных доходов населения».

Потребительская уверенность повысилась в III квартале текущего года не только в России, но и в ряде европейских стран, проводящих обследования по сопоставимой методологии (см. таблицу). В результате место российского ИПУ в европейском рейтинге не изменилось, оставшись ближе к концу списка. Вместе с тем эксперты ЦКИ напоминают, что на протяжении двух предыдущих лет Россия не поднималась выше второго-третьего места с конца рейтинга.

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС*

05.2017

08.2017

Россия

–13,5

–11,1

Австрия

4,3

4,9

Бельгия

0,1

4,0

Болгария

–28,9

–26,2

Великобритания

–6,1

–7,2

Венгрия

–14,7

–13,0

Германия

3,1

3,3

Греция

–69,7

–57,0

Дания

13,4

14,7

Ирландия

8,8

12,7

Испания

1,9

-0,2

Италия

–15,7

–12,1

Кипр

0,9

–1,5

Латвия

–12,5

–8,0

Литва

–11,7

–9,2

Люксембург

16,6

14,0

Мальта

3,0

11,8

Нидерланды

13,6

17,8

Польша

–4,7

–4,9

Португалия

1,1

1,2

Румыния

–14,5

–14,3

Словакия

–3,4

–5,5

Словения

–5,2

–5,4

Финляндия

24,5

25,5

Франция

–7,0

–4,2

Хорватия

–18,9

–17,0

Чехия

6,5

4,5

Швеция

17,4

13,9

Эстония

–2,4

–1,3

* Источник информации: электронная база данных Евростата (по всем странам, кроме России).

ИСТОЧНИК: Росстат