Бюджетный оптимизм по отношению к регионам

| статьи | печать

Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, выступая на бюджетных слушаниях в Государственной думе, рассказала о серьезных проблемах с региональными бюджетами, которые видны в этом году и которые никуда не денутся в 2018 г. Свой анализ долгов регионов дало Аналитическое кредитное рейтинговое агентство.

Председатель Т. Голикова заметила, что при исполнении бюджета 2017 г. регионы, принимая поправки в свои бюджеты, установили доходную часть в 10,1 трлн руб. — увеличили первоначально запланированную сумму на 300 млрд руб., а расходную — в 11,2 трлн руб., то есть увеличили на 1,1 трлн руб. Таким образом, дефицит региональных бюджетов составит 1,1 трлн руб. — с увеличением против того прогноза, который был представлен правительством, в 5,5 раз. За девять месяцев дефицит — 56,1 млрд руб. у 32 регионов. Если исполнять то, что регионы запланировали, дефицит составит вообще фантастическую цифру в IV квартале — 1,6 трлн руб.; по мнению Т. Голиковой, это практически нереально. Регионы существенно завышают те расходы, которые планируют себе в процессе исполнения бюджета, констатировала она.

Правительство, представляя бюджет на 2018 г., тоже дало ожидаемую оценку исполнения бюджета, и она существенно ниже по расходам — на 510,5 млрд руб. и выше по доходам — на 500 млрд руб. Так что дефицит, который планирует правительство, — всего 15 млрд руб. По мнению Т. Голиковой, это фантастические цифры: в 104 раза меньше, чем планируют регионы. Эти цифры красноречиво свидетельствуют, насколько неаккуратно к планированию своих расходов относятся регионы.

Замечания председателя Счетной палаты — одно из следствий важного для регионов заявления президента Владимира Путина, что с 1 января 2018 г. начнет действовать программа реструктуризации накопленных регионами бюджетных кредитов, рассчитанная минимум на семь лет. В первые два года по программе регионам нужно будет выплачивать каждый год только 5% долга. По мнению президента, таким образом регионы высвободят 438 млрд руб.

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) проанализировало в связи с этим заявлением график погашения части региональных долгов перед федеральным бюджетом (составляет 49,6% от совокупного долга регионов по состоянию на 1 сентября 2017 г.) и пришло к выводу, что фактически речь идет о долгосрочной реструктуризации и частичном списании 70% субфедерального долга. На конец III квартала 2017 г. совокупная задолженность регионов перед федеральным центром немногим превышала 1 трлн руб., из которых 700 млрд руб. подлежат реструктуризации по новым правилам.

Срочная субординация (удлинение сроков погашения) федерального долга региональных органов власти в пользу банков и держателей облигаций позволит субъектам улучшить структуру долга и снизить дефициты бюджетов, уверена АКРА. Сократятся расходы региональных властей на погашение долга перед федеральным центром с планировавшихся ранее 250—300 млрд руб. в 2018 г. до 36,8 млрд руб. в 2018—2019 гг. (это и есть 5% ежегодно от накопленного долга регионов перед Минфином). Еще регионы выиграют от частичного инфляционного списания бюджетных кредитов, пишет АКРА. С учетом фактически беспроцентного характера реструктурируемого долга (бюджетные кредиты предоставляются под 0,01% годовых) экономия за счет инфляционного обесценения реструктурируемого долга составит от 108 млрд руб., или 15,2% реструктурируемых бюджетных кредитов до 181 млрд руб. при официально прогнозируемой инфляции в 4%. В случае ускорения роста цен реструктурированные бюджетные кредиты обойдутся регионам еще дешевле.

Заявленные послабления могут изменить текущую стратегию регионов на долговых рынках, снизив их потребность в привлечении коммерческого долга с целью замещения истекающих федеральных займов.

Вместе с тем АКРА не ожидает существенного снижения активности регионов на облигационном рынке в долгосрочной перспективе. Хотя сумма предоставляемых регионам в 2018 г. бюджетных кредитов до сих пор не определена в проекте бюджета, учитывая тенденцию постоянного снижения ассигнований по данной статье в предыдущие годы, расходы на кредитование субфедеральных властей не превысят, по оценкам АКРА, 100—150 млрд руб. Стоит отметить, что федеральное правительство в сентябре 2017 г. расширило список регионов — получателей бюджетных кредитов. Документ ослабил требования к снижению рыночного долга наиболее закредитованных (свыше 80% доходов) регионов. Эта мера вполне укладывается в логику действий федерального правительства — массовая реструктуризация бюджетных кредитов и адресная помощь наиболее нуждающимся субъектам.

Это уже не первая реструктуризация бюджетных кредитов. В 2015 г. были пролонгированы выданные в 2011 г. бюджетные кредиты на строительство и содержание автомобильных дорог на общую сумму 50 млрд руб. Были случаи реструктуризации бюджетных кредитов, которые выдавались отдельным регионам на определенные цели, — например, Краснодарскому краю пролонгированы бюджетные кредиты, выданные на подготовку к Олимпиаде 2014 г. А в 2017 г. у нескольких регионов будут реструктурированы бюджетные кредиты, полученные на подготовку к проведению в 2015 и 2016 гг. международных спортивных соревнований по олимпийским видам спорта.

Текущий уровень задолженности регионов перед федеральным бюджетом оценить довольно сложно, поскольку еще не закончился тот период в календарном году, когда регионы могут пользоваться кредитами Управления Федерального казначейства (УФК). В конце ноября эти кредиты будут погашены за счет собственных средств регионов (реже) или за счет привлечения кредитных линий от банков (чаще). Кроме того, сезонность расходов позволяет регионам снижать долг в течение года.

Максимальный эффект от реструктуризации получат регионы, которые имеют максимальные доли бюджетных кредитов в долге, замечает АКРА, а вот регионы с самым высоким уровнем долга (по отношению к налоговым и неналоговым доходам в 2016 г.) имеют небольшую долю бюджетных кредитов и не могут рассчитывать на кардинальное изменение параметров обслуживания долга — им придется продолжать рефинансировать долг рыночными инструментами.

На протяжении девяти месяцев 2017 г. наблюдался рост активности субфедеральных заемщиков на долговом рынке, включая дебюты регионов, ранее не прибегавших к облигационному финансированию дефицитов бюджета, фиксирует АКРА: с января по сентябрь 2017 г. номинальная эмиссия более чем в полтора раза превысила эмиссию за девять месяцев 2016 г.

По оценкам АКРА, размещения регионов и муниципалитетов на облигационном рынке составит до 300 млрд руб. в 2018 г., что почти вдвое больше показателя 2016 г. Стимулом для данного сегмента облигационного рынка также будет прогнозируемый рост внимания к нему со стороны НПФ и управляющих компаний — в связи с недостаточным покрытием национальными рейтингами корпоративного сектора и турбулентностью в банковском секторе, заключает АКРА.

Регионы с максимальной долей кредитов, подпадающих под реструктуризацию бюджетных кредитов

Регион

Доля долга, подпадающего под реструктуризацию, в общем долге (на 01.09.2017), %

Долг, подпадающий под реструктуризацию, млрд руб.

Долг в сравнении с доходами (налоговыми и неналоговыми) в 2016 г., %

Калужская область

88

26,6

85

Чукотский автономный округ

84

9,4

76

Тверская область

78

13,7

66

Санкт-Петербург

77

6,1

3

Республика Северная Осетия

75

7,3

91

Алтайский край

70

1,5

4

Чеченская Республика

69

3,8

53

Брянская область

69

7,0

56

Республика Ингушетия

67

2,0

77

Пермский край

65

8,2

23

Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Значимость реструктуризации бюджетных кредитов для наиболее закредитованных* российских регионов

Регион

Долг в сравнении с доходами (налоговыми и неналоговыми) в 2016 г., %

Доля долга, подпадающего под реструктуризацию, в общем долге, %

Долг, подпадающий под реструктуризацию, млрд руб.

Республика Мордовия

176

29

13,2

Республика Хакасия

145

12

2,9

Костромская область

143

34

7,3

Астраханская область

135

46

12,1

Республика Карелия

115

50

11,2

Смоленская область

113

51

15,8

Марийская Республика

101

31

4,1

Еврейская автономная область

101

23

1,3

Псковская область

99

33

5,1

Удмуртская Республика

96

33

16,3

*По совокупному долгу к доходам (налоговым и неналоговым) в 2016 г.Источник: Минфин, Федеральное казначейство, расчеты АКРА