Комитет Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству (далее – Комитет) 17 октября рекомендовал принять в окончательном третьем чтении проекты двух федеральных законов, направленных на совершенствование законодательства об управлении авторскими и смежными правами на коллективной основе.
Речь идет о законопроектах № 126887-7 «О внесении изменений в частью четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» и № 126943-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Как сообщил председатель Комитета Павел Крашенинников, в управлении правами заинтересованы, прежде всего, авторы – создатели оригинальных произведений (художественных, музыкальных и др.), а также обладатели смежных прав – исполнители музыкальных произведений и производители фонограмм, организаторы радио- и телеэфира и т. д. Защитить свое произведение и свое право на него правообладатели самостоятельно могут не всегда, так же как и отследить все случаи использования своих произведений. Законодательством предусмотрена возможность использования объектов авторских и смежных прав как на основании договоров с правообладателями, так и без согласия последних, но с обязательной выплатой им вознаграждения. Данной деятельностью занимаются организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами, получившие государственную аккредитацию.
Аккредитованная организация заключает с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав, а также собирает вознаграждение за использование этих объектов. В случаях, когда объекты авторских и смежных прав могут быть использованы без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения, аккредитованная организация заключает с пользователями договоры о выплате вознаграждения и собирает средства на эти цели.
По словам П. Крашенинникова, для защиты правообладателей при коллективном управлении их авторскими и смежными правами законопроектами предусматриваются дополнительные меры по осуществлению государственного контроля за деятельностью аккредитованных организаций, а также меры по повышению «прозрачности» их деятельности.
Так, предлагается внесение ряда изменений в Гражданский кодекс РФ, среди которых – создание наблюдательных советов при аккредитованных организациях по коллективному управлению правами, которые будут осуществлять контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организации и участвовать в принятии решений по некоторым существенным для правообладателей вопросам. В состав таких советов будут входить правообладатели, организации культуры, творческие союзы, пользователи, представители Минкультуры России.
Предусматривается создание «личных кабинетов» в электронном виде для всех правообладателей с целью обеспечения их информацией о получаемых аккредитованной организацией и производимых правообладателю выплатах авторского вознаграждения.
Устанавливается обязанность для аккредитованных организаций хранить вознаграждение конкретного правообладателя, которое не было ему выплачено в связи с отсутствием информации о нем, в течение трех лет. Только по истечении этого срока указанное невостребованное вознаграждение может быть распределено между другими правообладателями.
Указывается, что отказ организации от заключения с пользователем договора должен быть мотивированным.
Вводится положение об установлении Правительством РФ ограничения на допустимые расходы организаций по коллективному управлению правами.
Устанавливается обязанность для аккредитованных организаций проводить по итогам финансового года аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности с последующим размещением отчетности и аудиторского заключения на официальном сайте в сети «Интернет». Кроме того, вносятся изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающие административную ответственность для аккредитованных организаций за нераскрытие такой отчетной информации.
По мнению П. Крашенинникова, предлагаемые изменения позволят повысить «прозрачность» деятельности аккредитованных организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами, а также более полно защищать права создателей различных произведений и обладателей смежных прав – композиторов, музыкантов и исполнителей, художников, скульпторов и др. А это в конечном итоге направлено на формирование более благоприятных условий для плодотворной деятельности представителей творческих профессий.
Информация предоставлена пресс-службой Комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству