И кнутом и пряником

| статьи | печать

По данным Счетной палаты РФ, задолженность ФНС России перед федеральным бюджетом по администрируемым доходам на 1 января 2017 года составила 1,4 трлн руб., что на 21% больше, чем год назад. Сумма неуплаченных в срок налогов увеличилась на 32,5%, достигнув 618,7 млрд руб. Доля указанной недоимки в общей задолженности ведомства составляет 44%. Наряду с этим снижается раскрываемость налоговых преступлений. В этой связи ФНС России издает акты, направленные на повышение собираемости налогов с помощью правоохранительных органов.

Усилий недостаточно

Генеральная прокуратура России считает усилия правоохранительных органов по противодействию налоговым преступлениям недостаточными. Об этом стало известно в ходе сентябрьского Координационного совещания руководителей правоохранительных органов РФ. Каждое третье уголовное дело оканчивается решением о прекращении в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности. При этом норм, обязывающих виновных возместить потери бюджета, уголовно-процессуальное законодательство не содержит.

Видимо, по этой причине еще летом Следственный комитет РФ и ФНС России подготовили Методические рекомендации «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)» (Письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@) (далее –Рекомендации), направленные на установление умысла налогоплательщика и формирование доказательственной базы. Появление Рекомендаций подтверждает тренд об ужесточении ответственности бизнеса за налоговые махинации. Государство усиливает тандем налоговиков со следователями, что означает более качественный сбор доказательств и расширение уголовного преследования предпринимателей. Чтобы понять каким образом оба ведомства будут оценивать действия бизнеса в налоговой сфере, давайте рассмотрим Рекомендации подробнее.

О каких схемах известно ФНС и СК?

1. Заключаемые с фирмами-однодневками и аффилированными компаниями фиктивные сделки, завышающие расходы компании или занижающие ее доходы.

2. Дробление бизнеса, чтобы можно было применять специальные налоговые режимы. Например, большой магазин дробится на несколько мелких площадью менее 150 кв. м, а управляющие отделами регистрируются как ИП и ведут работу якобы «от себя».

3. Необоснованное применение льгот. Приведен пример, как группа компаний экономила на налогах, перенеся производственные мощности по изготовлению автомашин на территорию особой экономической зоны, где налог на прибыль был 0%.

4. Подмена одних договоров другими. Например, оформляется аванс как договор займа, чтобы не платить НДС, после чего заемные средства засчитываются в счет оплаты. Или договор купли-продажи подменяется договором комиссии, лизинга или реализации долей в уставном капитале.

Умышленная или неосторожная?

Умышленная неуплата означает, что бизнесмен разработал «схему», чтобы уклоняться от налогов. Например, использовал фирмы-однодневки, подделывал документацию, искусственно дробил бизнес, чтобы платить налог по спецрежиму.

Умысел на неуплату налогов в уголовных делах смогут подтвердить с помощью таких доказательств:

–чеки незарегистрированных касс;

–авансовые отчеты компании за период, когда ее еще не существовало;

–налоговые документы от имени контрагента, оформляемые самим налогоплательщиком;

–руководитель компании –учредитель и руководитель фирм-однодневок;

–создание резидента особой экономической зоны, уплачивающего нулевой налог на прибыль, перевод всего имущества на него и вывод денежных средств за границу в виде дивидендов;

–формальный документооборот и др.

Неосторожная неуплата –неуплата налога «по незнанию», когда предприниматель не собирался укрывать налоги, но так получилось: арифметическая ошибка при расчетах налога, некомпетентность бухгалтера.

19 августа 2017 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ (далее –НК РФ), которые прямо запретили искажение отчетности с целью ухода от налогов и сформулировали признаки правомерной сделки (ст. 54.1 НК РФ). В письме ФНС России от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@ «О применении норм Федерального закона от 18.07.2017 № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового Кодекса Российской Федерации» раскрывается практический смысл п. 2 ст. 54.1 НК РФ, который ввел два признака правомерной сделки (если нет искажения отчетности с целью ухода от налогов):

  • основной целью сделки не является неуплата (неполная уплата) или зачет (возврат) суммы налога;

  • обязательство по сделке выполняет именно тот, на кого оно возложено договором (если условия сделки или закона не предусматривают иное).

Несоответствие хотя бы одному из таких признаков –это повод отказать в учете сделки.

Справка

По данным СК РФ, в 2016 году было возбуждено 3,1 тыс. уголовных дел о налоговых преступлениях, в том числе по материалам ФНС России – 1,6 тысяч. За первое полугодие 2017 года – 1,8 тыс. дел, из них 842 – по материалам ФНС России. Территориальным управлениям ФНС России поручено организовать централизованное направление материалов налоговых проверок, содержащих признаки преступлений, предусмотренных ст. 198–199.2 УК РФ, в аппараты региональных управлений СК РФ (п. 3.1.6 Протокола совместного заседания коллегий ФНС России и СК РФ от 07.06.2016 № 2/4).

Как ФНС и СК ищут виновного?

В первую очередь под подозрение попадают руководитель и главбух компании. Но виновными могут оказаться и другие лица, имеющие право подписывать отчетные документы. В этой связи будут изучаться:

–штатные расписания;

–приказы о назначении на должности людей, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность;

–договор с управляющей компанией, если таковой есть;

–доверенности на совершение действий, которые могли повлиять на налоговое нарушение;

–должностные инструкции.

Если виновный в налоговом нарушении (с точки зрения Уголовного кодекса РФ) не является должностным лицом, то компанию нельзя обвинить в умышленной неуплате налогов. Так происходит, например, в случае, если рядовой менеджер обманывает гендиректора.

Какова взаимосвязь умысла и уголовного дела?

Если есть умысел, направленный на неуплату налогов, то это вовсе не означат, что будет возбуждено уголовное дело. Налоговики должны доказывать умысел, даже когда уголовное дело не возбуждается. Это делается с помощью:

–пояснений налогоплательщика;

–истребования документов;

–осмотров;

–выемок;

–запросов в банки;

–вынесенных судом приговоров в отношении руководителей контрагентов.

В п. 9 Рекомендаций приводятся примеры того, как руководители компаний объясняют налоговые нарушения. В этой связи сотрудникам ФНС и СК России рекомендуется готовить возражения на следующие заявления руководителя:

–вины в налоговом нарушении нет (ст. 111 НК РФ);

–есть обстоятельства, смягчающие вину (ст. 112 НК РФ);

–директор не знал, что некоторые хозяйственные операции фиктивны;

–директор доверял главбуху, а тот его обманывал;

–директор был номинальным и исполнял приказы фактического директора.

Что будут спрашивать на допросе?

В Рекомендациях есть два приложения с 80 вопросами, которые касаются процедур выбора контрагентов, подписания договоров, учета товарно-материальных ценностей. Среди указанных вопросов можно выделить следующие:

–Кто несет ответственность за количество и качество поставляемых товарно-материальных ценностей, услуг, работ?

–Кто принимает первичные документы от поставщика и подписывается в документе, где происходит принятие товаров, работ, услуг по документу?

–Кто в обязательном порядке должен присутствовать при принятии товаров, работ, услуг?

–На компьютере какого должностного лица установлены базы «1С-Бухгалтерия», «1С-Торговля», «1С-Склад»?

–Кто имеет доступ к базам «1С-Бухгалтерия», «1С-Торговля», «1С-Склад»?


Когда налоговикам помогает полиция?

В целях качественного сбора доказательств умысла налоговикам рекомендовано проводить выездные налоговые проверки с участием сотрудников полиции, а также дополнительно консультироваться со следователями в соответствии с соглашениями, заключенными с СК РФ. Взаимодействие между налоговыми и следственными органами регулируется Соглашением о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 13.02.2012 № 101-162-12/ММВ-27-2/3. Кроме того, следует учитывать Письмо ФНС России от 02.06.2016 № ГД-4-8/9849 «Об организации работы по взаимодействию с правоохранительными органами в случаях выявления признаков налоговых преступлений».

Примерный перечень случаев привлечения полиции к проведению налоговых проверок приводится в Письме ФНС России от 24.08.2012 № АС-4-2/14007@ «Об участии органов внутренних дел в выездных налоговых проверках». Такая возможность предусмотрена, в частности, тогда, когда налоговая инспекция выявила участие организации в схеме уклонения от уплаты налогов в крупном или особо крупном размерах. Сотрудники полиции будут задействованы и в том случае, если, узнав о проведении выездной проверки, компания активно препятствует ее проведению (меняет свое местонахождение, начинает процедуру реорганизации или ликвидации).

Порядок организации и проведения совместных проверок установлен Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной совместным Приказом МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009.

С 22 октября 2014 года поводом для возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям может стать, в том числе, заявление гражданина или сообщение организации. На практике основной повод – это материалы оперативно-розыскных мероприятий. Причем налоговики могут направлять в полицию необходимые сведения для сбора доказательственной базы, подтверждающей наличие признаков преступления.

26 августа 2017 года вступил в силу совместный Приказ МВД России № 317, ФНС России № ММВ-7-2/481@ от 29.05.2017, определяющий порядок представления полицией (в 10-дневный срок) результатов оперативно-розыскной деятельности по запросу налоговых органов для использования при реализации своих полномочий. Налоговые органы со своей стороны будут дважды в год отчитываться перед МВД России об использовании указанных результатов при проведении проверок, выявлении недостоверных сведений в Едином государственном реестре юридических лиц и взыскании недоимок.

Хорошие новости

На фоне всех этих ужесточений есть и приятные для бизнесменов новости. Недавно Пленум Верховного Суда Российской Федерации одобрил законопроект, направленный на обеспечение конституционных гарантий на свободу и личную неприкосновенность при избрании и продлении меры пресечения в виде заключения под стражу (Постановление Пленума ВС РФ от 03.10.2017 № 34 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 108 и 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

Согласно законопроекту, принимая решение о продлении меры пресечения или об освобождении обвиняемого из-под стражи, суд будет обязан оценить приведенные следователем или дознавателем мотивы, правовую и фактическую сложность материалов уголовного дела, а также общую продолжительность досудебного производства. Но главное – судам предстоит решать, эффективными ли были действия следователей и своевременно ли они проводили следственные и иные действия. Причем в случае отказа в удовлетворении ходатайства о продлении содержания под стражей судья сможет по своей инициативе избрать меру пресечения в виде залога или домашнего ареста.

Кроме этого, ВС РФ конкретизировал ч. 1.1 ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ, согласно которой процессуальные гарантии в виде запрета на заключение под стражу распространяются именно на предпринимателей. То есть на подозреваемых и обвиняемых, которые являются ИП, совершившими преступление в связи с осуществлением предпринимательской деятельности или управлением имуществом, которое используется для такой деятельности. Также субъектами, на которых распространяются процессуальные гарантии, будут считаться члены органа управления коммерческой организации, совершившие преступление в связи с осуществлением полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением этой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности.

Остается добавить, что проверяя законность и обоснованность возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях, суд должен выяснить, направлял ли следователь в трехсуточный срок в налоговый орган копию полученного им от органа дознания сообщения о таких преступлениях с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам, а также получены ли им из налогового органа заключение или информация, предусмотренные ч. 8 ст. 144 УПК РФ.

Справка

По данным Судебного департамента при ВС РФ, в 2016 году по ст. 199 УК РФ (основной квалификации) было осуждено 343 человека (в 2015 году – 276), по ст. 199.1 УК РФ – 65 (71), по ст. 199.2 УК РФ – 85 (112). Подавляющее большинство из них были оштрафованы.