Правовое регулирование институтов приватизации и банкротства в России
В Москве прошла конференция «Правовое регулирование институтов приватизации и банкротства в России», организованная образовательным порталом LF Академия, Российским аукционным домом и НП развития института торгов «Профессионалы электронного рынка» при поддержке Петербургского международного юридического форума.
Программа конференции объединила три сессии, посвященные процедуре банкротства, приватизационным сделкам и электронным торгам.
Открывая первую сессию «Управление государственным и корпоративным имуществом в процедурах банкротства: реалии рынка», модератор Р. Мифтахутдинов, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права МГЮА им. О.Е. Кутафина, судья ВАС РФ в отставке, сформулировал главный вопрос, на котором должна сконцентрироваться и нормотворческая, и практическая деятельность в рамках сферы банкротства: как можно повысить эффективность института банкротства в условиях преимущественно «прокредиторской» модели российского банкротного законодательства? Спикеры сессии обсудили широкий круг тем от правовых рамок до практических аспектов рынка банкротства, таких как взыскание задолженности или передача корпоративных прав.
Тема выступления Е. Акимова, управляющего директора, начальника управления принудительного взыскания и банкротства департамента по работе с проблемными активами ПАО «Сбербанк», была связана с тем, что делать с непрофильными активами, активами, которые идут вразрез с основной деятельностью компании. Продолжил дискуссию В. Назаренко, директор департамента правовой защиты Внешэкономбанка. «Для залоговых кредиторов, особенно с размером задолженности в несколько миллиардов рублей, актуален вопрос о размере вознаграждения арбитражного управляющего. Представляется рациональным установить дифференциацию размера вознаграждения при продаже залогового имущества с торгов и при оставлении его за собой, например, в два раза меньше во втором случае. При этом необходимо найти разумный баланс при корректировке такого вознаграждения, чтобы профессиональные, добросовестные и ответственные арбитражные управляющие остались в профессии и были обоснованно мотивированы при выполнении своих обязанностей и реализации своих прав», – отметил спикер.
На второй сессии «Приватизация: новеллы правового регулирования» А. Степаненко, генеральный директор АО «Российский аукционный дом», напомнил основы нормативной базы в области приватизации. «Приватизация – один из наиболее устойчивых трендов на отечественном рынке, актуальный на протяжении всей истории становления рыночных отношений в России. Закон № 178-ФЗ (о приватизации) уже можно отнести к разряду скрепов. На всем протяжении своего существования приватизационное законодательство дорабатывалось. Примером тому может служить активное внедрение on-line торгов в сферу реализации государственного имущества. Вместе с тем само слово «приватизация» прочно ассоциируется с периодом «ваучерных продаж», приходившимся на 1992–1994 годы, которые неоднозначно оцениваются обществом и в массовом сознании связаны с реализацией активов по заниженной стоимости «в одни руки». Поэтому на сегодняшнем этапе привлечения инвесторов на государственные активы, когда во главу угла всех сделок с госимуществом поставлена публичность и аукционной подход, было бы целесообразно отказаться от термина «приватизация» и говорить о «реализации государственных активов в частные руки на аукционах», – сказал спикер.
Р. Богданов, заместитель руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), в своем выступлении обозначил два основных направления работы Росимущества с объектами имущества казны РФ. Первое из них – передача в аренду. Основная цель этой работы – восстановление руинированных объектов, реставрация объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, поддержание объектов, находящихся в удовлетворительном состоянии, с учетом требований, предъявляемых соответствующими органами по охране объектов культурного наследия, а также пополнение бюджета РФ.
«Сегодня существует противоречие между законодательством о приватизации объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, и Земельным кодексом РФ, который предусматривает предоставление участка исключительно через аукционы. Здесь у нас есть определенное противоречие. На сегодняшний день мы совместно с Минэкономразвития подготовили поправки в Земельный кодекс и Закон о приватизации, которые проходят согласительные процедуры в аппарате Правительства. Я надеюсь, что в ближайшее время будут внесены соответствующие изменения, и мы получим рабочий механизм по реализации объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии», – подчеркнул Р. Богданов.
Как справляется с решениями регулятора федеральный агент, рассказала А. Иманова, заместитель генерального директора АО «Российский аукционный дом».
Спикер поделилась своим взглядом на то, какие новеллы в Законе № 178-ФЗ следовало бы рассмотреть государству и как сделать процесс приватизации более эффективным. В частности, было озвучено предложение проводить торги не в исключительно электронном или очном виде, а по аналогии с лучшими мировыми практиками – использовать гибридные (универсальные) торги, когда предложения по цене принимаются одновременно и в электронном виде ,и от участников торгов, которые находятся непосредственно в аукционном зале.
Подтверждением этому тезису прозвучал анализ ситуации с электронной приватизацией в регионах, сделанный И. Безменовым, заместителем директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития России. «В настоящее время на федеральном уровне Росимущество полностью осуществило переход на продажу имущества в электронной форме, на уровне субъектов РФ – лишь 33 субъекта из 85. При этом большинство субъектов РФ не осуществляют продажу приватизируемого имущества в электронной форме, и соответствующий подход ими не поддержан прежде всего ввиду отсутствия технической возможности для участия в торгах (отсутствия доступа в Интернет, опыта работы на компьютере) и финансовых затрат участников торгов на получение ЭЦП для регистрации на электронной площадке», – отметил спикер. Также он обратил внимание слушателей на то, что организатор торгов (продавец) занимается формированием документов, продвижением продаж, активным поиском покупателей, в то время как организатор – электронная площадка является лишь витриной или доской для размещения объявлений и техническим сопровождением электронных торгов.
Особое внимание было уделено необходимости создания единого механизма реализации всех видов государственного, квазигосударственного, проблемного и банкротного имущества и объединения всех видов продаж в рамках единого закона об имущественных торгах.
В рамках обсуждения данной инициативы была признана несостоятельной идея объединения нормативной базы по продаже госимущества с нормативной базой, регулирующей закупочную деятельность на базе Закона № 44-ФЗ (о госзакупках). Были, в частности, указаны принципиальные отличия аукционов по продаже имущества от аукционов по закупкам (закупочных процедур), как имеющих разную целевую аудиторию и преследующих разные цели. Так, первые стремятся достичь в ходе торгов максимальной цены, а вторые – минимальной. Объединение в рамках единого законодательства принесло бы убыток как одному, так и другому процессам.
Регуляторы поддержали целесообразность внесения изменений в действующее законодательство, регламентирующее продажу государственного имущества, в части проведения универсальных торгов, которые представят равные возможности покупателям для участия в торгах очно или посредством интернет-коммуникаций; предоставления рассрочки по оплате цены продажи имущества; проведения англо-голландских торгов в одной торговой сессии, уйдя от последовательного проведения английского аукциона и продажи посредством публичного предложения (голландского аукциона).
Сессия «Рынок электронных торговых площадок: опыт, вызовы, перспективы» была посвящена электронным торгам. Е. Канцерова, руководитель департамента по управлению и развитию электронной торговой площадки (ЭТП) АО «Российский аукционный дом», затронула тему регулирования электронных площадок. Достаточно остро стоит вопрос унификации как процедур, так и подхода к регулированию рынка электронных площадок. Исторически сложилось три подхода: жесткая регламентация с усиленным контролем государства в сфере государственных закупок, электронной приватизации; нежизнеспособный формальный отбор со стороны регулятора в отношении площадок в сфере несостоятельности, который благополучно почил, уступив место саморегулированию; максимально свободный рынок в сфере закупок компаний с государственным участием. При этом последнее направление (Закон № 223-ФЗ) зачастую представлено кэптивными площадками, которые сложно назвать направленными на создание максимально равных возможностей для всех поставщиков. В этом случае заказчик, создавая площадку как элемент своей системы закупок, фактически контролирует весь процесс, включая работу площадки.
Развитие концепции единой универсальной системы регулирования электронных торгов и площадок без учета специфики направлений является бесперспективной идеей. Необходимо учитывать цели, которые преследуются в ходе той или иной процедуры, задачи, которые ставятся при продаже имущества и проведении закупок. Также важно учитывать сложившуюся практику, которая в ряде направлений зарекомендовала себя с положительной стороны. В частности, саморегулирование вполне может быть применимо и в сфере закупок в рамках Закона № 223-ФЗ. Вместе с тем в сфере государственных закупок, когда основной задачей является экономия государственного бюджета, жесткое регулирование со стороны государства кажется вполне оправданным. В этой связи мнение профессионального сообщества является важным и необходимо, чтобы оно было услышанным.
Схему блокчейна в электронных торгах объяснил М. Константинов, генеральный директор ЭТП ГПБ. Докладчик призвал к здоровой осторожности при использовании данной технологии, которую нельзя считать однозначно рекомендуемой к использованию.
Третья всероссийская парусная регата «Кубок адвокатов»
Завершилась третья всероссийская парусная регата «Кубок адвокатов», прошедшая на монофлоте Bavaria Cruiser 46 по Кикладским и Сароническим островам. По сравнению с прошлым годом регата выросла в два раза: вместо трех яхт участники соревновались на шести. За призовые места боролись четыре экипажа, и судьба всего подиума решилась в последней гонке. Команды, получившие серебро и бронзу, набрали равное количество очков, и сильнейшего определяли по первым приходам, или по количеству первых мест во всех гонках регаты. Газета «эж-ЮРИСТ» традиционно стала информационным партнером регаты.
«Адвокаты – это люди, разъединенные своей деятельностью, – отметила инициатор регаты Е. Юлова, председатель Московской коллегии адвокатов «Юлова и партнеры». – Мы ведем дела наших доверителей, а у самих едва находится свободный вечер, чтобы провести его с семьей, или свободная минутка, чтобы позвонить друзьям или ближе познакомиться с адвокатами из другого региона. Регата «Кубок адвокатов» – это площадка для общения, отличная возможность наконец-то встретиться друг с другом и поучаствовать в совместном приключении».
Регата длилась неделю, и каждый вечер яхты вставали в новое место – участники швартовались в Лаврионе, Китносе, Эрмиони, Поросе, Эгине и в Афинах. Вторая часть маршрута прошла не по плану: на Эгейское море налетел мощный циклон с северо-восточным ветром силой 35–45 узлов, и организаторы ушли с Кикладских островов на Саронические – под защиту материка.
«Менять программу посреди регаты – самое сложное, – признался Ю. Фадеев, директор британской яхтенной компании «Кабестан». – У всех свои ожидания: участники не хотят менять маршрут, чартерная компания ждет лодки в другой гавани, у нас забронированы рестораны, экскурсии, подрядчики. Это тяжелое решение, которое стоит переговоров, репутации и денег. К счастью, мы успешно проводим «Кубок адвокатов» третий год подряд, и с такими решениями нам верят. Мы за ночь перебронировали программу на половину регаты, нашли другие гавани, рестораны и отели, и участникам все понравилось».
Каждый вечер на регате был тематическим. На ужине открытия участники пели и показывали костюмированные сценки, представляя свои команды. На якорной стоянке все яхты встали в один большой плот, и весь вечер экипажи ходили друг к другу в гости, обмениваясь блюдами кулинарного конкурса. На островах Эрмиони и Порос состоялись вечер деловых знакомств и мастер-класс по инвестированию в американский фондовый рынок. А последней гонкой регаты стала традиционная гонка на тузиках – надувных резиновых лодках, где грести можно чем угодно, кроме весел.
В этом году к МКА «Юлова и партнеры» и яхтенной компании «Кабестан», которые придумали и организуют регату с 2014 года, добавились активисты из отделения Международного союза адвокатов в Сибирском федеральном округе. Они пригласили участников на деловую и экскурсионную программы до и после регаты: обсудили стандарты адвокатской деятельности с греческими коллегами, посетили афинский Акрополь, храмы в Дельфах, монастыри Метеоры.
Четвертая регата «Кубок адвокатов» пройдет 8–15 сентября 2018 года. Регата открыта для любых экипажей, состоящих из адвокатов или работников адвокатских образований. Каждый адвокат-участник может пригласить с собой на яхту друга, партнера или члена семьи.
Сергей Аксенов: «Совместный с ФАС план по борьбе с завышенными тарифами позволит остановить их рост»
Глава Республики Крым С. Аксенов принял участие в семинаре-совещании «Тарифное регулирование в 2017 году и задачи органов государственного регулирования на 2018–2025 годы», который проходил в Ялте под председательством руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ И. Артемьева.
«В мероприятии принимают участие представители федеральных и республиканских органов власти, коллеги из поставляющих организаций. Все заинтересованные стороны могут обсудить очень важную для России и тем более для Республики Крым тему. После возвращения Крыма на историческую Родину мы дали возможность устанавливать тарифы на местах самим муниципальным образованиям, – отметил глава Крыма. – В связи с этим уровень тарифов получился разным даже в находящихся рядом населенных пунктах. Это было обусловлено, в частности, возможностью муниципальных бюджетов компенсировать разницу между экономически обоснованными тарифами и тарифами для населения».
С. Аксенов подчеркнул, что в республике активно используют передовые практики коллег из других субъектов РФ. Государственным комитетом по ценам и тарифам Крыма принят комплекс мер, который позволит прийти к единому тарифу практически по всем направлениям.
Глава Республики Крым сообщил о направлениях совместной с ФАС работы. «С ФАС разработали дорожную карту, обсудили многие направления, в том числе совместную работу в части контроля цен на нефтепродукты. Игорь Юрьевич (И. Артемьев – прим. ред.) в своем выступлении обозначил все основные задачи, среди которых оптимизация расходов поставляющих организаций, чтобы они не накладывались на тариф. Также займем совместную позицию в части исключения роуминга в средствах связи для Крыма и других субъектов России», – сказал С. Аксенов.
В ходе семинара руководитель ФАС И. Артемьев сообщил, что резкого скачка тарифов в республике не будет, а завышающим цены на бензин крымским нефтетрейдерам грозят административные штрафы и уголовные сроки. Он также выразил уверенность в том, что очень скоро жители региона увидят результат совместной работы ФАС с Правительством Республики Крым.