В договоре субподряда определена твердая цена работ на основании проектной документации и смет, получивших положительное заключение госэкспертизы. В ходе производства работ выяснилось, что технические решения неверные, в связи с чем возникла необходимость их изменения, что вызвало удорожание работ по строительству в размере, не превышающем 10% от цены договора. Можно ли вносить изменения в техническую документацию? Применимы ли к данной ситуации нормы ст. 744 ГК РФ, возможно ли требовать оплаты дополнительных работ?
И. Неронов, г. Усть-Илимск
Ответ. Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Одностороннее изменение условий обязательства допускается, в частности, в случаях, предусмотренных ГК РФ (п. 1 ст. 310). Один из таких случаев предусмотрен п. 1 ст. 744 ГК РФ, который позволяет заказчику вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают 10% указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ. При соблюдении этих условий подрядчик обязан выполнить дополнительные работы в соответствии с внесенными в техническую документацию изменениями. Если заказчик не вносит изменения в техническую документацию, то требовать выполнения дополнительных работ он не вправе. Внесение в техническую документацию изменений в большем объеме, чем 10% от общей стоимости строительства, указанной в смете, осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы (п. 2 ст. 744 ГК РФ).
В рамках данной консультации мы не можем оценить конкретные проектные решения с точки зрения их влияния на характер работ, предусмотренных договором, поскольку это требует специальных знаний в области строительства и анализа технической документации. Примеров из судебной практики, где бы оценивалось влияние названных вами изменений в технической документации на характер работ, обнаружить также не удалось.
Если исходить из того, что изменения, вносимые в рассматриваемой ситуации в техническую документацию, соответствуют требованиям п. 1 ст. 744 ГК РФ, то важно учитывать следующее.
Положениями ГК РФ прямо не установлено, подлежат ли оплате дополнительные работы, указанные в п. 1 ст. 744 ГК РФ. С одной стороны, формулировка ст. 744 ГК РФ позволяет сделать вывод, что такие работы выполняются подрядчиком без дополнительной оплаты. Действительно, из п. 2 этой статьи следует, что изменения в смету вносятся в том случае, если дополнительные работы превышают 10% сметной стоимости. Поскольку цена работ определяется именно сметой (п. 3 ст. 709, п. 1 ст. 743 ГК РФ), а указаний на необходимость ее изменения, если стоимость дополнительных работ не превышает 10% сметной стоимости, ст. 744 ГК РФ не содержит, формально в этом случае условие договора о цене (смета) остается неизменным. С другой стороны, любые обязательственные правоотношения между коммерческими организациями основываются на принципах возмездности (п. 3 ст. 423 ГК РФ), эквивалентности обмениваемых материальных объектов и недопустимости неосновательного обогащения. Из пункта 1 ст. 744 ГК РФ не следует, что дополнительные работы в пределах 10% сметной стоимости выполняются подрядчиком без дополнительной оплаты.
Отсутствие в ст. 744 ГК РФ упоминания о необходимости оплаты дополнительных работ, указанных в п. 1 этой статьи, не свидетельствует о том, что эти работы должны быть выполнены без дополнительной оплаты. Представляется, что цена дополнительных работ при изменении их объема в этом случае должна определяться по общим правилам, предусмотренным ст. 424 ГК РФ. Если стоимость соответствующих работ уже предусмотрена сметой, то эта стоимость применима и к дополнительным работам, если не предусмотрена – работы должны быть оплачены по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные работы (п. 3 ст. 424 ГК РФ).
Иное толкование ст. 744 ГК РФ означало бы, что заказчик по договору строительного подряда вправе в любой момент потребовать от подрядчика безвозмездно выполнить дополнительный объем работ, стоимость которых не превышает одной десятой от цены всех предусмотренных договором работ. Изложенное, на наш взгляд, дает основания для того, чтобы признать за заказчиком обязанность оплатить выполненные подрядчиком дополнительные работы независимо от того, соответствуют ли они признакам, указанным в п. 1 ст. 744 ГК РФ. Косвенное подтверждение изложенному можно обнаружить в постановлениях Второго ААС от 06.09.2016 № 02АП-6324/16, Третьего ААС от 17.11.2016 № 03АП-6110/16, АС ДО от 12.10.2015 № Ф03-4433/15 по делу № А51-4573/2015, ФАС ДО от 26.02.2013 № Ф03-464/13 по делу № А59-1548/2012.
Также отметим, что подрядчик, который понес расходы в связи с установлением и устранением дефектов в технической документации, вправе требовать от заказчика их возмещения, если понесенные им расходы являлись разумными (п. 4 ст. 744 ГК РФ). В судебной практике это право подрядчика связывается с необходимостью соблюдения им требований ст. 716 ГК РФ, которые, в частности, предусматривают обязанность подрядчика немедленно предупредить заказчика об обнаруженной непригодности или недоброкачественности предоставленной заказчиком технической документации и до получения от него указаний приостановить работу (постановления АС ВСО от 27.01.2015 № Ф02-6470/14 по делу № А78-2069/2014, АС УО от 11.03.2015 № Ф09-92/15 по делу № А60-7892/2014).