Поправки в часть вторую НК РФ
Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ. Поправки затронули порядок исчисления налога на прибыль, НДПИ, транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц.
В частности, установлено, что не подлежат обложению налогом на прибыль доходы в виде невостребованных участниками дивидендов, восстановленных в составе нераспределенной прибыли, а также в виде имущества, имущественных или неимущественных прав в размере денежной оценки, полученных в качестве вклада в имущество хозяйственного общества. Основные средства, используемые в сфере водоснабжения и водоотведения, по перечню, установленному Правительством РФ, можно амортизировать с коэффициентом 3.
При определении налоговой базы по земельному налогу изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие смены вида разрешенного использования или его перевода из одной категории земель в другую будет учитываться при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
За исключением отдельных положений закон вступит в силу с 1 января 2018 г.
Новая декларация по косвенным налогам
Приказом ФНС России от 27.09.2017 № СА-7-3/765@ (зарегистрирован в Минюсте России 19.10.2017 № 48616) утверждена новая форма декларации по косвенным налогам при импорте товаров на территорию РФ из государств — членов ЕАЭС.
Действующая форма декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров из «братских» государств была утверждена более семи лет назад приказом Минфина России от 07.07.2010 № 69н. За это время произошло много изменений. Так, Таможенный союз преобразовался в Евразийский экономический союз, наличие в организации печати стало необязательным, коды ОКАТО были заменены на коды ОКТМО, внесены поправки в главы 21 и 22 НК РФ. В связи с этим потребовалась корректировка декларации по косвенным налогам, что и сделал комментируемый приказ ФНС России. Расскажем о некоторых новациях.
В названии, форме декларации и порядке ее заполнения Таможенный союз заменен на ЕАЭС. В титульном листе декларации исключено поле, где отражался код вида экономической деятельности по ОКВЭД, и добавлены поля для указания формы реорганизации (ликвидации) и ИНН/КПП реорганизованной компании.
В разделах 1 и 2 по строке 010 декларации вместо кода ОКАТО теперь нужно будет указывать код ОКТМО. Отметим, что именно таким образом нужно было заполнять декларацию начиная с января 2014 г. (письмо ФНС России от 17.10.2013 № ЕД-4-3/18585).
Значительные изменения претерпел раздел 2, в котором показывается расчет суммы акцизов. Кроме того, дополнен справочник подакцизных товаров.
Приказ опубликован 20 октября 2017 г. и вступит в силу по истечении двух месяцев, то есть с 21 декабря 2017 г.
Требования к организации системы внутреннего контроля
Приказом ФНС России от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@ (зарегистрирован в Минюсте России 04.10.2017 № 48424) утверждены требования к организации системы внутреннего контроля компании для целей проведения налогового мониторинга.
По общему правилу организации вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга должны представить в налоговые органы регламент информационного взаимодействия (п. 2 ст. 105.27 НК РФ). В нем указывается в том числе информация о системе внутреннего контроля данной организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов, страховых взносов. Под такой системой контроля понимается совокупность методик и процедур, утвержденных организацией для выявления, исправления и предотвращения ошибок при исчислении налогов (сборов, взносов), полноты и своевременности их уплаты, а также для своевременной подготовки бухгалтерской, налоговой и иной отчетности (п. 7 ст. 105.26 НК РФ). При этом применяемая компанией система внутреннего контроля должна соответствовать требованиям, установленным ФНС России. Рассматриваемым приказом налоговики утвердили такие требования.
Приказ вступил в силу 16 октября 2017 г.
Перенос выходных в 2018 г.
Постановлением Правительства РФ от 14.10.2017 № 1250 утвержден порядок переноса выходных дней в 2018 году. Согласно постановлению переносятся следующие выходные дни:
— с субботы 6 января на пятницу 9 марта;
— с воскресенья 7 января на среду 2 мая;
— субботы 28 апреля на понедельник 30 апреля;
— субботы 9 июня на понедельник 11 июня;
— субботы 29 декабря на понедельник 31 декабря.
Расходы на перелет при отсутствии штампа о досмотре
Как можно подтвердить командировочные расходы на приобретение электронного билета? Этот вопрос рассмотрел Минфин России в письме от 06.10.2017 № 03-03-06/1/65429.
Чиновники разъяснили, что, в случае если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), для целей налогообложения прибыли организаций документальным подтверждением указанных расходов являются маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) и посадочный талон (п. 2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» и п. 84 приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»).
При этом посадочный талон, в том числе электронный посадочный талон, полученный при электронной регистрации на рейс, должен содержать соответствующие реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Как правило, данным реквизитом является штамп о досмотре.
При отсутствии штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне налогоплательщику необходимо подтвердить факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки иным способом.
В случае невозможности получения штампа о досмотре на посадочном талоне организация может представить выданную авиаперевозчиком или его представителем справку, содержащую необходимую для подтверждения полета информацию. Если же ни один из указанных выше документов не может быть представлен, организация вправе обосновать потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов.
Как подтвердить командировочные расходы, оплаченные платежной картой
Минфин России в письме от 06.10.2017 № 03-03-06/1/65253 разъяснил порядок документального подтверждения командировочных расходов, оплаченных с использованием платежной карты, в целях налогообложения прибыли организаций.
В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки. Такие расходы должны отвечать критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, в частности, должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах. К авансовому отчету прилагаются документы, подтверждающие расходы, связанные с командировкой.
Пунктом 3.1 Положения Банка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием» установлено, что при совершении операции с использованием платежной карты составляются документы на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Документ по операциям с использованием платежной карты является основанием для осуществления расчетов по указанным операциям и (или) служит подтверждением их совершения. Такими документами на бумажном носителе могут быть слип, квитанция электронного терминала и другие аналогичные документы, свидетельствующие о факте совершения операции.
НДФЛ с сумм оплаты стоимости проживания работников
Минфин России в письме от 03.10.2017 № 03-04-06/64421 рассмотрел вопрос обложения НДФЛ сумм оплаты организацией стоимости проживания своих сотрудников.
Чиновники сообщили, что по общему правилу оплата организацией за своих сотрудников в их интересах стоимости проживания признается их доходом, полученным в натуральной форме. С учетом п. 1 ст. 211 НК РФ суммы такой оплаты включаются в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц указанных лиц.
Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с бесплатным предоставлением жилых помещений.
Таким образом, доходы в виде сумм возмещения расходов сотрудников организации на оплату жилых помещений освобождаются от налогообложения на основании указанной нормы Кодекса в случае, если действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления предусмотрена компенсация расходов на оплату жилых помещений за счет средств соответствующих бюджетов, а также определены порядок и условия выплаты такой компенсации.
Норма амортизации по приобретенному ОС, бывшему в употреблении
Пунктом 7 ст. 258 НК РФ установлено, что организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
Согласно п. 12 ст. 258 НК РФ приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника.
Минфин России в письме от 03.10.2017 № 03-03-06/1/64282 разъяснил, что, используя вышеуказанное право, налогоплательщик должен определять норму амортизации по приобретенным основным средствам, бывшим в употреблении, с учетом срока полезного использования, установленного предыдущим собственником. В противном случае налогоплательщик может самостоятельно определить срок полезного использования приобретенных основных средств, в том числе бывших в употреблении, в общеустановленном порядке.
НДФЛ при выплате дохода в виде оплаты труда
Минфин России в письме от 03.10.2017 № 03-04-06/64400 еще раз подтвердил, что в отношении заработной платы налог на доходы физических лиц исчисляется один раз в конце месяца. То есть с выплачиваемого работнику аванса НДФЛ не удерживается.
Напомним, что согласно п. 3 ст. 226 НК РФ исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ. Пунктом 2 ст. 223 НК РФ установлено, что при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
Учитывая изложенное, в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, налоговым агентом производится исчисление сумм налога. До истечения месяца доход в виде оплаты труда не может считаться полученным налогоплательщиком. Соответственно, до окончания месяца налог не может быть исчислен.
На основании п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Таким образом, удержание у налогоплательщика исчисленной по окончании месяца суммы налога производится налоговым агентом из доходов только при их фактической выплате после окончания месяца, за который сумма налога была исчислена.
Истребование документов на льготу
По общему правилу при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе требовать у организации представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие его право на такие льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). При этом льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). А могут ли налоговики в ходе камеральной проверки декларации по налогу на имущество затребовать у компании документы на право применения пониженной налоговой ставки, установленной субъектом РФ, и на льготу по движимому имуществу?
Минфин России в письмах от 29.09.2017 № 03-02-07/1/63534, № 03-02-08/63549 отметил, что налоговые ставки и налоговые льготы — это разные элементы налогообложения. Налоговая ставка является самостоятельным и обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ), а налоговая льгота — необязательный элемент налогообложения, и любой налогоплательщик может от нее отказаться.
Кодексом разграничено регулирование (в том числе установление и применение) налоговых ставок и налоговых льгот как самостоятельных элементов налогообложения, Так, п. 2 ст. 372 НК РФ предусмотрено, что субъекты РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ. Кроме того, региональные власти могут сами определять налоговые льготы по налогу на имущество организаций и основания для их использования.
Налоговые льготы по налогу на имущество прописаны в ст. 381 НК РФ, и в этой норме нет такой льготы, как дифференцированные (пониженные) налоговые ставки. Пунктом 25 ст. 381 НК РФ установлена налоговая льгота в виде освобождения от налогообложения по налогу на имущество организаций движимого имущества, указанного в этой норме Кодекса. Поэтому Минфин России считает, что в рамках камеральной проверки налоговики вправе требовать у организации необходимые документы для подтверждения права на указанную налоговую льготу.
Дата получения дохода в виде премий
Для доходов в денежной форме дата их фактического получения определяется как день выплаты дохода (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ). При этом датой фактического получения дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который работнику была начислена зарплата (п. 2 ст. 223 НК РФ). Аналогичный порядок применяется при определении даты фактического получения дохода в виде премий, которые являются составной частью оплаты труда. С такой позицией согласны и суды (Определение Верховного суда РФ от 16.04.2015 № 307-КГ15-2718).
Вместе с тем сотрудникам организации могут выплачиваться премии по итогам работы за год, а также единовременные премии за трудовые успехи. Минфин России в письме от 29.09.2017 № 03-04-07/63400 указал, что ст. 223 НК РФ не содержит положений, позволяющих определять дату получения дохода в виде премии как последний день месяца, которым датирован приказ о выплате работникам соответствующей премии. Поэтому в случае начисления и выплаты сотрудникам организации премий (годовых, единовременных), являющихся составной частью оплаты труда, дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета работника в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
НДФЛ при возмещении расходов при использовании арендованных автомобилей
Минфин России в письме от 26.09.2017 № 03-04-06/62152 рассмотрел вопрос обложения НДФЛ сумм возмещения организацией расходов работников, связанных с использованием в служебных целях автомобиля, взятого работником в лизинг.
Чиновники разъяснили, что освобождению от обложения НДФЛ в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ подлежат суммы компенсационных выплат, включая возмещение расходов в связи с использованием личного имущества работника в интересах работодателя при выполнении своих трудовых обязанностей в соответствии с соглашением сторон трудового договора. При этом в организации должны иметься документы, подтверждающие принадлежность используемого имущества налогоплательщику, а также расчеты компенсаций и документы, подтверждающие фактическое использование имущества в интересах работодателя, осуществление расходов на эти цели и суммы произведенных в этой связи расходов.
Возмещение работодателем расходов работника, связанных с использованием не принадлежащего ему имущества, Трудовым кодексом не предусмотрено. Поскольку транспортное средство, управляемое сотрудником организации — лизингополучателем, не является его личным имуществом, положения п. 3 ст. 217 НК РФ в таком случае не применяются.
При этом следует учитывать, что при использовании сотрудниками организации арендованных автомобилей для служебных поездок дохода, предусмотренного ст. 211 НК РФ, у сотрудников не возникает, поскольку транспортные услуги в таких случаях оказываются в интересах организации, а не налогоплательщиков — физических лиц.
Учет прощенной кредиторской задолженности
В состав внереализационных доходов включаются суммы кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям (п. 18 ст. 250 НК РФ). Прощение долга является одним из оснований прекращения обязательств должника. В соответствии со ст. 415 ГК РФ при прощении долга кредитором должник освобождается от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора.
Исходя из этого, Минфин России в письме от 12.09.2017 № 03-03-06/1/58668 разъяснил, что при списании кредиторской задолженности на основании соглашения о прощении долга должник суммы прощенной (списываемой) кредиторской задолженности должен отразить в составе внереализационных доходов.
Премия после увольнения: как заполнить строку 100 формы 6-НДФЛ
Имеются случаи, когда работникам организации выплачиваются премии, предусмотренные трудовым договором, за достигнутые производственные результаты (единовременные, за квартал или год) после увольнения этих работников из организации.
ФНС России в письме от 05.10.2017 № ГД-4-11/20102@ рассказала, каким образом в таких ситуациях следует определять дату фактического получения дохода для целей заполнения формы 6-НДФЛ.
Согласно письму дата фактического получения дохода работника в виде премии за достигнутые производственные результаты, в частности единовременной, за квартал или год, выплачиваемой работникам организации после увольнения этих работников, определяется как день выплаты указанного дохода налогоплательщику, в том числе перечисления на счет налогоплательщика в банке.
Так, например, если сотруднику, уволенному 15 января 2017 г., на основании приказа от 25 февраля 2017 г. выплачена 27 февраля 2017 г. премия по итогам работы за 2016 г., такая операция в разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ за I квартал 2017 г. отражается следующим образом:
— по строке 100 указывается 27.02.2017;
— по строке 110 — 27.02.2017;
— по строке 120 — 28.02.2017;
— по строкам 130, 140 — соответствующие суммовые показатели.
О дополнении УПД новыми показателями
С 1 октября 2017 г. в форме счета-фактуры появилась новая графа 1а «Код вида товара», которая заполняется при вывозе товаров за пределы РФ на территорию государств — членов ЕАЭС. В форме универсального передаточного документа (УПД), рекомендованной к применению письмом ФНС России от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@ «Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе формы счета-фактуры», вышеуказанной графы нет. Возникает вопрос: можно ли продолжать использовать УПД в качестве счета-фактуры?
Специалисты ФНС России в письме от 14.09.2017 № ЕД-4-15/18322 разъяснили, что форма УПД заменяет собой счет-фактуру, если в ней заполнены все реквизиты, установленные ст. 169 НК РФ. Письмо ФНС России от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@ не содержит исчерпывающего перечня показателей, которые могут фиксироваться сторонами при оформлении операций передачи товаров (работ, услуг) с помощью УПД.
Таким образом, налогоплательщики в целях использования формы УПД в качестве счета-фактуры вправе самостоятельно дополнить ее показателями, необходимыми для выполнения требований, установленных ст. 169 НК РФ и Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.