Как подтвердить расходы на перелет командированного работника, если в представленном им посадочном талоне отсутствует штамп о досмотре? Ответ на этот вопрос дал Минфин России в письме от 06.10.2017 № 03-03-06/1/65429.
Расходы на проезд работника к месту командировки и обратно учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Исходя из требований ст. 252 НК РФ, к учету принимаются только документально подтвержденные затраты.
При этом в отношении расходов на проезд важно подтвердить как затраты на приобретение билетов, так и то, что командированный работник услугами по перевозке реально воспользовался.
Если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), подтверждением расходов на его приобретение будет служить маршрут/квитанция. Согласно п. 2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ.
А вот фактическое потребление работником услуги перевозки подтвердит посадочный талон. На основании п. 84 приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» при регистрации на рейс пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация.
Как отмечается в рассматриваемом письме Минфина России, посадочный талон, в том числе электронный посадочный талон, полученный при электронной регистрации на рейс, должен содержать соответствующие реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Как правило, данным реквизитом является штамп о досмотре.
Однако во многих заграничных аэропортах штамп о досмотре на посадочном талоне не ставится. Там используется электронная система, автоматически пропускающая пассажира на досмотр при приложении кода на электронном посадочном талоне к сканирующему турникету.
Как подтвердить потребление услуги в такой ситуации?
Финансисты разъяснили, что в случае невозможности получения штампа о досмотре на посадочном талоне организация может представить выданную авиаперевозчиком или его представителем справку, содержащую необходимую для подтверждения полета информацию. В ситуации же, когда ни один из этих документов не может быть представлен, организация вправе обосновать потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов.