Большинство опрошенных «инФОМ» в октябре респондентов считают, что через год инфляция останется на текущем уровне — но уровень этот значительно превышает оценки Росстата. Работники ЦБ обижаются на то, что население не понимает происходящего.
Наблюдаемая населением инфляция в последние месяцы сохраняется на уровне 11,2—11,3%, в то время как официальная статистика фиксирует ее снижение до уровня ниже 3,0% в годовом выражении. Разрыв между прямой оценкой инфляционных ожиданий населения и фактической инфляцией достиг уже 7,2 п.п. — против 6,6 п.п. в сентябре и 6,2 п.п. в августе. По мнению аналитика Промсвязьбанка Романа Насонова, этот разрыв будет сдерживающим фактором для смягчения денежно-кредитной политики Банка России в ближайшие месяцы.
Р. Насонов цитирует публикацию Центрального банка — 1 ноября банк обнародовал октябрьские данные опроса «инФОМ» об инфляционных ожиданиях населения на год вперед; этот опрос проводится ежемесячно для обзора «Инфляционные ожидания и потребительские настроения населения». Медианное значение инфляционных ожиданий поднялось до 9,9% — с 9,6% в сентябре и 9,5% в августе.
В то же время оценки инфляционных ожиданий, сделанные Банком России на основе ответов на качественные вопросы относительно роста цен в следующем году, сохранили тенденцию к снижению, опустившись до 2,6% в октябре после 2,8 и 3,2% в предыдущие месяцы. Большинство опрошенных (55%) считают, что через год инфляция останется на текущем уровне.
Аналитики ЦБ связывают такое различие в динамике качественных и количественных инфляционных ожиданий̆ с особенностями восприятия роста цен. Люди пока не готовы поверить, что инфляция действительно замедлилась до минимального в современной российской истории показателя, о чем свидетельствует стабилизация оценки наблюдаемой инфляции в последние месяцы в районе 11,2—11,3%.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина напоминает, что цели по инфляции в России достигнуты с опережением. Планировалось, что к концу года она снизится до 4%, но уже сейчас рост цен составляет менее 3%. Председателя ЦБ беспокоят высокие инфляционные ожидания населения, которое привыкло к растущим ценам. Люди «экономят, потребляют, инвестируют, основываясь не на реальной инфляции, а на своих инфляционных ожиданиях», полагает Э. Набиуллина. Удастся ли дальше удерживать инфляцию на достигнутом в реальности низком уровне, зависит от курса рубля, цен на нефть и урожая, объясняет она.
Расхождение в подсчетах населения и банкиров также отчасти объясняется волатильностью цен на отдельные товары и услуги, например, плодоовощную продукцию и мясные продукты. В комментариях к обзору ЦБ подчеркивает, что эти факторы наряду с ожидаемым сезонным повышением цен создают риски роста инфляционных ожиданий̆ в ближайшие месяцы».
Исходя из последних недельных данных Росстата, по состоянию на 23 октября годовая инфляция опустилась уже до 2,7% — с 3,0% в сентябре и 3,3% в августе. В пресс-релизе по итогам заседания 27 октября (где ключевая ставка была снижена до 8,25%) Банк России также оценил ее текущий показатель 2,7% г/г. Следовательно, разрыв между прямой оценкой инфляционных ожиданий населения и фактической инфляцией достиг уже 7,2 п. п. — в сентябре было 6,6 п.п., а в августе — 6,2 п.п.
Как полагает Роман Насонов, это стало главным аргументом в пользу выбора консервативного варианта опции снижения ключевой ставки на прошедшем в пятницу заседании ЦБ. В первом абзаце пресс-релиза сказано, что инфляционные ожидания остаются повышенными, а их снижение «остается неустойчивым и неравномерным».
С учетом обозначенных регулятором рисков роста инфляционных ожиданий населения в ближайшие месяцы снижение ключевой ставки в декабре более чем на 25 базовых пунктов, то есть до 8%, представляется аналитикам Промсвязьбанка маловероятным — даже если реальная инфляция будет держаться вблизи 3% в годовом выражении.
В среднесрочной перспективе аналитики Промсвязьбанка ожидают, что стабилизация роста цен в районе целевого показателя ЦБ (4%) повлечет за собой снижение инфляционных ожиданий, благодаря чему к концу следующего года ЦБ сможет опустить ключевую ставку до 7,0—7,25%.