Развитие онлайн-банкинга будет зависеть от динамики общего объема платежей физлиц и активности банков в автоматизации пользовательских функций

| статьи | печать

Исследование рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») показало, что за 1-е полугодие 2017 г. объем интернет-платежей физических лиц вырос в России на 8% и составил 1 трлн руб. Помимо общего роста объема транзакций населения рынок поддержали введение лидерами новых функций в интернет-банкинге и интеграция с ГИС. Эксперты агентства считают, что дальнейший перевод в онлайн коммунальных и налоговых платежей, которые составляют около 78% всех операций физлиц в банках, поддержит рост интернет-платежей. При этом увеличить число онлайн-транзакций, полагают они, возможно за счет насыщения мобильного банкинга функциями автораспознавания платежных реквизитов. В результате за 2017 г. объем онлайн-платежей, по прогнозу авторов исследования, вырастет на 7—8%, а вызовом следующего года станет внедрение ГОСТа по информационной безопасности на фоне участившихся хакерских атак и сбоев в интернет-банкинге.

Причиной роста совокупного объема интернет-платежей физических лиц за 1-е полугодие 2017 г. на 8%, до 1 трлн руб., стало увеличение общего объема операций населения в банковских отделениях вслед за прохождением острой фазы экономического кризиса. По итогам января — июня текущего года доля онлайн в общем количестве платежей физлиц достигла 40%, вернувшись к уровню 2014 г. после двухлетнего падения. В абсолютном объеме платежей доля онлайн третий год не показывает заметного роста в связи с исчерпанием эффекта низкой базы и снижением доверия населения к банкам вследствие продолжающихся отзывов лицензий и санаций банков. Дальнейшее развитие рынка, считают аналитики RAEX («Эксперт РА»), будет зависеть от динамики общего объема платежей физических лиц и активности банков в автоматизации пользовательских функций. По прогнозам агентства, объем интернет-платежей населения по итогам 2017 г. сохранит прирост на уровне 7—8% и превысит 2,2 трлн руб.

Базой для перевода операций в онлайн остаются платежи за ЖКХ, оплата налогов и штрафов, которые составляют около 78% всех банковских операций физических лиц. Несмотря на функционирование электронных государственных информационных систем (ГИС) ЖКХ и ГМП (государственные и муниципальные платежи), свыше 90% коммунальных и налоговых платежей проводится в банковских отделениях. Препятствием для роста количества онлайн-операций по данным транзакциям, полагают авторы исследования, является низкое наполнение ГИС ЖКХ информацией о поставщиках услуг. Система действует с начала 2017 г. и не полностью интегрирована с поставщиками коммунальных услуг. Возможность удаленной оплаты через ГИС ГМП также, отмечают эксперты RAEX, не используется банками в полной мере: только 4% платежей в бюджет проводится через интернет-банкинг. Они считают, что ускорить перевод рутинных операций в системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО) возможно посредством внедрения функции автоплатежа, которая есть только у восьми из 31 участника исследования. Таким образом, заключают авторы исследования, на рынке сохраняется существенный потенциал роста в связи с переводом в онлайн клиентских операций.

Насыщение мобильного банкинга функционалом, полагают они, не приведет к росту доли активных пользователей, но сможет увеличить количество их платежей в банковских приложениях. Постоянные клиенты классических систем ДБО продолжают наращивать количество операций, проводимых через мобильные приложения. Так, если в 2015 г. доля операций, совершенных через мобильный банкинг, составляла 11% от общего количества транзакций физических лиц, то за 1-е полугодие 2017 г. — 31%. В основном через приложения оплачивают мобильную связь (66% операций) и переводят денежные средства другим клиентам банка (18%). На платежи в бюджет и за ЖКУ приходится не более 1%, увеличить их количество, считают аналитики RAEX, способна интеграция с функциями по распознаванию платежных реквизитов. Так, функционал по распознаванию номера карты в своем арсенале имеет небольшое количество банков (девять из 31), а распознавание QR-кода по фотографии есть только у 6% провайдеров ДБО. Разница между функционалом классических систем и мобильным банкингом существенна. В итоге свыше 30% банков имеют мобильное приложение, которое все еще не позволяет открыть депозит и заказать дебетовую карту, говорится в исследовании.

Расширение функционала лидерами рэнкинга RAEX («Эксперт РА») позволило сохранить их присутствие в топ-10. Лидером рэнкинга в текущем году стала система от Faktura.ru, интегрировавшая большинство функций с ГИС ГМП и ГИС ЖКХ. Улучшил свои позиции Промсвязьбанк, поднявшись с восьмой на пятую строчку за счет реализации функции по оплате железнодорожных билетов и расширения списка информации, доступной клиенту по счетам. Существенно модернизировал систему «ВТБ 24», что позволило подняться банку на седьмую позицию.

Вместе с тем авторы исследования отмечают, что у банков с недостаточно развитыми системами уровень расходов на модернизацию и поддержание ИТ-инфраструктуры больше, чем у топ-10 рэнкинга. За период с 1 июля 2016 г. по 1 июля 2017 г. средняя доля затрат на ИТ-услуги в расходах на обеспечение деятельности у банков из топ-10 рэнкинга составляет 2% против 2,5% у остальных. Такая разница в уровне расходов банков обусловлена, прежде всего, более ранними инвестициями лидеров рынка в ИТ, поясняют эксперты агентства.

Они также указывают, что рост популярности ДБО диктует необходимость совершенствования регулятивных требований по информационной безопасности. На фоне массовых хакерских атак 2017 г. внедрение с 1 января 2018 г. ГОСТа об информационной безопасности в банках повысит защиту онлайн-операций и увеличит степень доверия клиентов к удаленным сервисам. Однако, в то же время замечают аналитики RAEX, скорость реализации банками требований стандарта будет ограничена бюджетами на поддержание ИТ-инфраструктуры и медленными темпами выполнения рекомендаций СТО БР ИББС-1.0. По данным Банка России, на 1 апреля 2017 г. только 266 банков и НКО из действующих 581 провели оценку соответствия стандарту силами как сторонних организаций, так и собственными. Повысить защиту удаленных каналов доступа способно также внедрение систем антифрод: на 1-е полугодие 2017 г. доля банков, использующих антифрод, выросла до 71% с 57% в прошлом году. При этом у 29% банков системы способны обучаться на основе поведенческого анализа операций клиентов, отмечают авторы исследования.

Рейтинг функциональности интернет-банкинга для физических лиц

Место в итоговом рэнкинге в 2017 г.

Наименование банка / аутсорсинговой компании

Рег. Номер в 2017 г.

Место в рэнкинге RAEX («Эксперт РА»)

Место в итоговом рэнкинге в 2016 г.

Внешний платежный функционал

Внутренние операции и сервисные функции

Информационная и финансовая безопасность

1

«Система Faktura.ru»

1

1

3

2

2

АО «Банк Русский Стандарт»

2289

9

2

6 3

3

ПАО «СКБ-банк»

705

6

6

4

4

«Система HandyBank»

8

5

2

1

5

ПАО «Промсвязьбанк»

3251

4

3

17

8

6

ПАО «Бинбанк»

323

11

4

8

6

7

«ВТБ 24» (ПАО)

1623

10

15

1

14

8

ПАО «Совкомбанк»

963

19

9

4

9

ПАО «АК БАРС Банк»

2590

7

13

7

19

10

«РНКБ Банк» (ПАО)

1354

18

14

4

11

«АКБ „Абсолют Банк“» (ПАО)

2306

12

11

10

50

12

ПАО «Московский кредитный банк»

1978

23

7

9

7

13

ПАО «Росбанк»

2272

16

14

9

32

14

АО «Райффайзенбанк»

3292

24

15

5

25

15

ПАО «Банк „Зенит“»

3255

22

8

14

16

«КБ «Энерготрансбанк» (АО) 1307

3

17

19

17

ПАО «Челиндбанк»

485

27

10

11

36

18

ООО «Экспобанк»

2998

2

24

15

49

19

ПАО «Банк „ФК Открытие“»

2209

5

20

15

20

«Банк „КУБ“» (АО)

2584

25

12

17

12

21

ПАО «Челябинвестбанк»

493

26

16

12

30

22

ПАО «Крайинвестбанк»

3360

21

21

13

10

23

«КБ „Ренессанс Кредит“» (ООО)

3354

20

18

19

51

24

ПАО «АКБ „Урал ФД“»

249

14

23

18

38

25

ПАО «АКБ „Связь-Банк“»

1470

17

20

21

29

26

«Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ПАО)

1810

15

24

19

27

ПАО «СКБ Приморья „Примсоцбанк“»

2733

13

25

15

28

«КБ „Кубань Кредит“» (ООО)

2518

29

19

16

41

29

«АККСБ „КС БАНК“» (ПАО)

1752

28

25

20

54

30

«СДМ-Банк» (ПАО)

1637

30

22

22

39

31

ООО «КБ „Союзный“»

3236

31

26

9

53

Источник: RAEX («Эксперт РА»), по результатам анкетирования