Исследование рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») показало, что за 1-е полугодие 2017 г. объем интернет-платежей физических лиц вырос в России на 8% и составил 1 трлн руб. Помимо общего роста объема транзакций населения рынок поддержали введение лидерами новых функций в интернет-банкинге и интеграция с ГИС. Эксперты агентства считают, что дальнейший перевод в онлайн коммунальных и налоговых платежей, которые составляют около 78% всех операций физлиц в банках, поддержит рост интернет-платежей. При этом увеличить число онлайн-транзакций, полагают они, возможно за счет насыщения мобильного банкинга функциями автораспознавания платежных реквизитов. В результате за 2017 г. объем онлайн-платежей, по прогнозу авторов исследования, вырастет на 7—8%, а вызовом следующего года станет внедрение ГОСТа по информационной безопасности на фоне участившихся хакерских атак и сбоев в интернет-банкинге.
Причиной роста совокупного объема интернет-платежей физических лиц за 1-е полугодие 2017 г. на 8%, до 1 трлн руб., стало увеличение общего объема операций населения в банковских отделениях вслед за прохождением острой фазы экономического кризиса. По итогам января — июня текущего года доля онлайн в общем количестве платежей физлиц достигла 40%, вернувшись к уровню 2014 г. после двухлетнего падения. В абсолютном объеме платежей доля онлайн третий год не показывает заметного роста в связи с исчерпанием эффекта низкой базы и снижением доверия населения к банкам вследствие продолжающихся отзывов лицензий и санаций банков. Дальнейшее развитие рынка, считают аналитики RAEX («Эксперт РА»), будет зависеть от динамики общего объема платежей физических лиц и активности банков в автоматизации пользовательских функций. По прогнозам агентства, объем интернет-платежей населения по итогам 2017 г. сохранит прирост на уровне 7—8% и превысит 2,2 трлн руб.
Базой для перевода операций в онлайн остаются платежи за ЖКХ, оплата налогов и штрафов, которые составляют около 78% всех банковских операций физических лиц. Несмотря на функционирование электронных государственных информационных систем (ГИС) ЖКХ и ГМП (государственные и муниципальные платежи), свыше 90% коммунальных и налоговых платежей проводится в банковских отделениях. Препятствием для роста количества онлайн-операций по данным транзакциям, полагают авторы исследования, является низкое наполнение ГИС ЖКХ информацией о поставщиках услуг. Система действует с начала 2017 г. и не полностью интегрирована с поставщиками коммунальных услуг. Возможность удаленной оплаты через ГИС ГМП также, отмечают эксперты RAEX, не используется банками в полной мере: только 4% платежей в бюджет проводится через интернет-банкинг. Они считают, что ускорить перевод рутинных операций в системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО) возможно посредством внедрения функции автоплатежа, которая есть только у восьми из 31 участника исследования. Таким образом, заключают авторы исследования, на рынке сохраняется существенный потенциал роста в связи с переводом в онлайн клиентских операций.
Насыщение мобильного банкинга функционалом, полагают они, не приведет к росту доли активных пользователей, но сможет увеличить количество их платежей в банковских приложениях. Постоянные клиенты классических систем ДБО продолжают наращивать количество операций, проводимых через мобильные приложения. Так, если в 2015 г. доля операций, совершенных через мобильный банкинг, составляла 11% от общего количества транзакций физических лиц, то за 1-е полугодие 2017 г. — 31%. В основном через приложения оплачивают мобильную связь (66% операций) и переводят денежные средства другим клиентам банка (18%). На платежи в бюджет и за ЖКУ приходится не более 1%, увеличить их количество, считают аналитики RAEX, способна интеграция с функциями по распознаванию платежных реквизитов. Так, функционал по распознаванию номера карты в своем арсенале имеет небольшое количество банков (девять из 31), а распознавание QR-кода по фотографии есть только у 6% провайдеров ДБО. Разница между функционалом классических систем и мобильным банкингом существенна. В итоге свыше 30% банков имеют мобильное приложение, которое все еще не позволяет открыть депозит и заказать дебетовую карту, говорится в исследовании.
Расширение функционала лидерами рэнкинга RAEX («Эксперт РА») позволило сохранить их присутствие в топ-10. Лидером рэнкинга в текущем году стала система от Faktura.ru, интегрировавшая большинство функций с ГИС ГМП и ГИС ЖКХ. Улучшил свои позиции Промсвязьбанк, поднявшись с восьмой на пятую строчку за счет реализации функции по оплате железнодорожных билетов и расширения списка информации, доступной клиенту по счетам. Существенно модернизировал систему «ВТБ 24», что позволило подняться банку на седьмую позицию.
Вместе с тем авторы исследования отмечают, что у банков с недостаточно развитыми системами уровень расходов на модернизацию и поддержание ИТ-инфраструктуры больше, чем у топ-10 рэнкинга. За период с 1 июля 2016 г. по 1 июля 2017 г. средняя доля затрат на ИТ-услуги в расходах на обеспечение деятельности у банков из топ-10 рэнкинга составляет 2% против 2,5% у остальных. Такая разница в уровне расходов банков обусловлена, прежде всего, более ранними инвестициями лидеров рынка в ИТ, поясняют эксперты агентства.
Они также указывают, что рост популярности ДБО диктует необходимость совершенствования регулятивных требований по информационной безопасности. На фоне массовых хакерских атак 2017 г. внедрение с 1 января 2018 г. ГОСТа об информационной безопасности в банках повысит защиту онлайн-операций и увеличит степень доверия клиентов к удаленным сервисам. Однако, в то же время замечают аналитики RAEX, скорость реализации банками требований стандарта будет ограничена бюджетами на поддержание ИТ-инфраструктуры и медленными темпами выполнения рекомендаций СТО БР ИББС-1.0. По данным Банка России, на 1 апреля 2017 г. только 266 банков и НКО из действующих 581 провели оценку соответствия стандарту силами как сторонних организаций, так и собственными. Повысить защиту удаленных каналов доступа способно также внедрение систем антифрод: на 1-е полугодие 2017 г. доля банков, использующих антифрод, выросла до 71% с 57% в прошлом году. При этом у 29% банков системы способны обучаться на основе поведенческого анализа операций клиентов, отмечают авторы исследования.
Рейтинг функциональности интернет-банкинга для физических лиц
Место в итоговом рэнкинге в 2017 г. |
Наименование банка / аутсорсинговой компании |
Рег. Номер в 2017 г. |
Место в рэнкинге RAEX («Эксперт РА») |
Место в итоговом рэнкинге в 2016 г. |
||
---|---|---|---|---|---|---|
Внешний платежный функционал |
Внутренние операции и сервисные функции |
Информационная и финансовая безопасность |
||||
1 |
«Система Faktura.ru» |
— |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
АО «Банк Русский Стандарт» |
2289 |
9 |
2 |
6 3 |
|
3 |
ПАО «СКБ-банк» |
705 |
6 |
6 |
4 |
— |
4 |
«Система HandyBank» |
8 |
5 |
2 |
1 |
|
5 |
ПАО «Промсвязьбанк» |
3251 |
4 |
3 |
17 |
8 |
6 |
ПАО «Бинбанк» |
323 |
11 |
4 |
8 |
6 |
7 |
«ВТБ 24» (ПАО) |
1623 |
10 |
15 |
1 |
14 |
8 |
ПАО «Совкомбанк» |
963 |
19 |
9 |
4 |
— |
9 |
ПАО «АК БАРС Банк» |
2590 |
7 |
13 |
7 |
19 |
10 |
«РНКБ Банк» (ПАО) |
1354 |
18 |
14 |
4 |
— |
11 |
«АКБ „Абсолют Банк“» (ПАО) |
2306 |
12 |
11 |
10 |
50 |
12 |
ПАО «Московский кредитный банк» |
1978 |
23 |
7 |
9 |
7 |
13 |
ПАО «Росбанк» |
2272 |
16 |
14 |
9 |
32 |
14 |
АО «Райффайзенбанк» |
3292 |
24 |
15 |
5 |
25 |
15 |
ПАО «Банк „Зенит“» |
3255 |
22 |
8 |
14 |
— |
16 |
«КБ «Энерготрансбанк» (АО) 1307 |
3 |
17 |
19 |
— |
|
17 |
ПАО «Челиндбанк» |
485 |
27 |
10 |
11 |
36 |
18 |
ООО «Экспобанк» |
2998 |
2 |
24 |
15 |
49 |
19 |
ПАО «Банк „ФК Открытие“» |
2209 |
5 |
20 |
15 |
— |
20 |
«Банк „КУБ“» (АО) |
2584 |
25 |
12 |
17 |
12 |
21 |
ПАО «Челябинвестбанк» |
493 |
26 |
16 |
12 |
30 |
22 |
ПАО «Крайинвестбанк» |
3360 |
21 |
21 |
13 |
10 |
23 |
«КБ „Ренессанс Кредит“» (ООО) |
3354 |
20 |
18 |
19 |
51 |
24 |
ПАО «АКБ „Урал ФД“» |
249 |
14 |
23 |
18 |
38 |
25 |
ПАО «АКБ „Связь-Банк“» |
1470 |
17 |
20 |
21 |
29 |
26 |
«Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ПАО) |
1810 |
15 |
24 |
19 |
— |
27 |
ПАО «СКБ Приморья „Примсоцбанк“» |
2733 |
13 |
25 |
15 |
— |
28 |
«КБ „Кубань Кредит“» (ООО) |
2518 |
29 |
19 |
16 |
41 |
29 |
«АККСБ „КС БАНК“» (ПАО) |
1752 |
28 |
25 |
20 |
54 |
30 |
«СДМ-Банк» (ПАО) |
1637 |
30 |
22 |
22 |
39 |
31 |
ООО «КБ „Союзный“» |
3236 |
31 |
26 |
9 |
53 |
Источник: RAEX («Эксперт РА»), по результатам анкетирования |