Еще восемь дальневосточных муниципалитетов в семи субъектах РФ станут доступными для зарубежных инвесторов. Бизнесмены будут посещать эти территории по бесплатным электронным визам.
Федеральное правительство до конца года внесет изменение в законодательство, предусматривающее распространение режима свободного порта Владивосток во всех международных аэропортах Дальневосточного федерального округа. Такое поручение Кабинету министров дал 13 октября Президент РФ.
Как стало известно «ЭЖ», в далеком от Приморья Чукотском автономном округе под действие закона «О свободном порте Владивосток» (от 13.07.2015 № 212-ФЗ) подпадут сразу два муниципальных образования — город Анадырь с международным аэропортом «Угольный» и Провиденский городской округ с аэропортом «Бухта Провидения», куда прилетают самолеты авиакомпании Bering Air с Аляски (США). Прошлым летом законом от 03.07.2016 № 252-ФЗ режим свободного порта был распространен на территорию чукотского города Певек, включая акваторию его морского порта.
Также по три муниципальных образования открываются иностранцам в Хабаровском крае и Сахалинской области. До этого в Хабаровском крае Ванинский муниципальный район был отнесен к свободному порту Владивосток (закон от 01.07.2017 № 138-ФЗ). Теперь к нему «присоединятся» городские округа Хабаровск с аэропортом «Новый» и Комсомольск-на-Амуре с аэропортом «Дземги». В островной области к городам Корсаково и Углегорску с акваториями их морских портов добавится региональная столица с аэропортом «Хомутово».
По электронной визе и бесплатно зарубежные бизнесмены и туристы смогут прилетать также в аэропорты «Игнатьево» (г. Благовещенск), «Елизово» (г. Петропавловск-Камчатский) и «Сокол» (г. Магадан).
В настоящее время упрощенный доступ иностранцам на российскую территорию возможен только через аэропорт «Кневичи» (Приморский край).
Для получения визы на кратковременное посещение российских муниципий подается заявка на сайте: electronic-viza.kdmid.ru. Решение принимается в течение четырех дней. Уведомление о нем отправляется на электронную почту заявителя. Сама виза (штамп в паспорте) проставляется на границе без консульского сбора, то есть бесплатно. После 7 августа, с начала оформления электронных виз, на Дальнем Востоке побывало с восьмидневным визитом (полный срок действия визы) более 1600 граждан КНР, Японии, Турции и даже таких далеких стран, как африканское Марокко и североамериканская Мексика. Всего такой возможностью могут воспользоваться подданные 18 стран, выбранных по принципу взаимности. Их список размещен на указанном сайте МИД РФ.
С приданием режима свободного порта аэропорту «Сокол» значительно вырастет инвестиционная привлекательность всего региона, считает губернатор Магаданской области Владимир Печеный, много лет возглавлявший региональную столицу. По его словам, прежде всего упростится въезд как потенциальных иностранных партнеров, так и тех иностранцев, кто уже осваивает месторождения драгоценных металлов и других полезных ископаемых на Колыме, создает новые промышленные предприятия. Большие надежды губернатор связывает и с развитием въездного туризма. Уже начаты переговоры с авиакомпанией «Якутия» об открытии регулярных полетов из Магадана в китайский Харбин. Прорабатываются возможности открытия чартерных рейсов в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Директор туристической компании «Магтур» Валентина Кураш уверена, что увидеть воочию Крайний Север по упрощенной визе захотят южане из Сингапура, Японии, Южной Кореи, КНР.
Магаданский предприниматель Андрей Красилов не понаслышке знает о перипетиях оформления приглашения для иностранных партнеров и получения ими визы на въезд в Россию. Он много лет занимается доставкой тяжелой техники из-за рубежа для золотодобытчиков и жилищно-коммунального комплекса региона. Его партнеры по бизнесу с большой охотой посещают места применения их техники и постоянно сетуют на сложность процедуры получения визы. И все восхищаются неповторимой красотой Колымы, ее чистым воздухом. Теперь возможность «глотать воздух горстями» появится не только у бизнесменов. И не только на Колыме, но и на Чукотке, Камчатке, Сахалине и в других дальневосточных регионах.
В настоящее время на территориях действия закона о свободном порте Владивосток уже реализуется более 400 инвестиционных проектов с общим объемом капиталовложений свыше 300 млрд руб.
Среди наиболее заметных проектов — агропромышленный кластер под Владивостоком, создаваемый китайской компанией «Тай юань». Российская группа компаний «Композитное кораблестроение», выпускающая пассажирские и прогулочные суда катамаранного типа, а также патрульные и рабочие плавсредства, приступила к строительству морских катеров нового поколения для туристических каботажных прогулок, которые можно использовать и как водное такси.
Перспективы открываются не только у дальневосточных корабелов. Согласно перечню недавних президентских поручений Правительство РФ должно:
-
представить к 1 декабря предложения по финансированию строительства грузо-пассажирского судна для организации регулярного сообщения между полуостровом Камчатка, портами Сахалина, Магаданской области, Приморского края и портопунктами Курильских островов;
-
обеспечить в начале будущего года строительство грузо-пассажирского судна для сообщения между Командорскими островами и городом Северо-Курильском с городом Петропавловском-Камчатским.
Между тем на Дальнем Востоке численность занятых в малом и среднем предпринимательстве (МСП) сократилась в этом году на 6% по сравнению с прошлогодним уровнем. В целом по стране, по данным Росстата за I квартал 2017 г., этот показатель вырос почти на 5%. И это с учетом того, что бизнес зачастую оптимизирует свои налоговые издержки с помощью переформатирования в МСП.
На заседании Президиума Госсовета 6 сентября во Владивостоке, посвященном комплексному социально-экономическому развитию регионов ДВФО, Владимир Путин тоже констатировал, что численность дальневосточников продолжает сокращаться.
«Правда, не такими темпами, как было раньше, но все-таки где-то на 0,3%», — сказал президент.
Согласно мониторингу Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, в 1-м полугодии 2017 г. миграционная убыль населения ДВФО вновь возросла и вернулась «к обычным значениям для последних лет». Годом раньше миграционные потери Дальнего Востока заметно сократились, что дало повод государственным чиновникам для оптимистических прогнозов, которые не оправдались. Всего за последнюю четверть века Дальний Восток покинули около двух миллионов человек. И перед дальневосточными муниципалитетами стоит непростая задача «конвертировать» полученную и получаемую инвестиционную привлекательность в привлекательность для комфортного проживания, чтобы если не вернуть уехавших, то хотя бы привлечь новых романтиков. Как сказал глава государства, «очень важно добиваться таких позитивных перемен, которые реально почувствуют люди, живущие в дальневосточных регионах».
Особый режим хозяйствования для резидентов свободного порта Владивосток
Налоговые льготы |
Дополнительные преференции |
---|---|
0% — налог на землю в течение пяти лет |
Сокращенное время проведения контрольных проверок — не более 15 дней |
0% — налог на имущество в течение пяти лет и 0,5% — в последующие пять лет |
Сокращенные сроки получения разрешительной документации для объектов капитального строительства — менее 40 дней |
5% — налог на прибыль (0% в федеральный бюджет и не более 5% в региональный бюджет) |
Упрощенный визовый режим — получение восьмидневной визы на границе |
7,6% — общий размер страховых взносов на десять лет, при получении статуса резидента в течение трех лет после принятия закона |
Беспошлинный и безналоговый режим свободной таможенной зоны для резидентов:
|
десять дней — ускоренная процедура возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) |
Режим единого окна при прохождении контроля на границе. |
|
Государственная протекция – управляющая компания вправе подавать иски в защиту резидентов свободного порта. |
Примечание. Налоговые ставки для нерезидентов: на прибыль — 20%, на имущество — 2,2%, на землю — 1,5%. Общий размер страховых взносов для обычных инвесторов — 30%.Источник: Министерство РФ по развитию Дальнего Востока. |