На страницах нашей газеты мы уже рассматривали изменения, внесенные в госрегулирование производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции («эж-ЮРИСТ» №2, 2017) . В рамках этой статьи осветим новеллы и законодательные инициативы в данной сфере, оставшиеся за рамками прошлой публикации.
Вступившие в силу нормативно-правовые акты
В конце июля 2017 года вступили в силу сразу несколько блоков поправок в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, имеющих отношение к деятельности по розничной торговле алкогольной продукцией, в частности:
1. Федеральный закон от 29.07.2017 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции» (вступил в силу 30.07.2017).
Положения указанного нормативно-правового акта предусматривают:
–существенное увеличение размеров административной ответственности за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии (ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ);
–введение ст. 14.17.1, предусматривающей административную ответственность физических лиц за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами;
–расширение объекта административного посягательства, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ, а также установление возможности конфискации продукции, явившейся предметом административного правонарушения.
2. Федеральный закон от 29.07.2017 № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 31.07.2017).
Положения указанного нормативно-правового акта предусматривают введение ч. 8 в ст. 13.15 КоАП РФ, согласно которой закрепляется административная ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей предложения о розничной продаже алкогольной продукции дистанционным способом.
Законодательные инициативы, находящиеся на рассмотрении
1. Проект Федерального закона № 202184-7 «О внесении изменений в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Указанный федеральный закон находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ и предполагает увеличение штрафов до 1 млн руб. за нарушение запрета по продаже алкогольной продукции дистанционным способом.
2. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в части осуществления розничной продажи алкогольной продукции дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет)».
Указанный проект находится на общественном обсуждении и предполагает введения такого вида деятельности, как розничная продажа алкогольной продукции дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, под которым будет пониматься реализация алкогольной продукции по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием алкогольной продукции, размещенному на сайте продавца в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и исполняемому по месту доставки, указанному в таком договоре. При этом указанный вид деятельности не будет являться дистанционным способом продажи товаров, и одной из обязанностей покупателя будет являться самостоятельный вывоз алкогольной продукции с территории торгового объекта организации розничной торговли, являющейся ее продавцом.
Минфин vs Минздрав
Между тем, как отмечается в прессе, относительно второго из законопроектов возникла определенная полемика, в частности между Министерством финансов РФ и Министерством здравоохранения РФ, последний из которых направил отрицательный отзыв с указанием, что «…разработанный законопроект противоречит госполитике по уменьшению потребления спиртного. В ней в качестве одной из целей декларируется снижение доступности алкогольных напитков путем ограничения их розничной продажи по месту и времени…»1, из чего следует сделать вывод, что легитимная возможность осуществления розничной продажи алкогольной продукции дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет вряд ли возникнет у предпринимателей в начале 2018 года.
Как видим, из представленных новелл и проектов нормативно-правовых актов усматривается, с одной стороны, усиление мер ответственности за нарушение порядка осуществления розничной продажи алкогольной продукции, а с другой –активная деятельность уполномоченных органов по содействию предпринимателям в области розничной продажи алкогольной продукции, которая реализуется путем предоставления соответствующих разъяснений и продвижения законодательных инициатив в сфере регламентации новых видов деятельности.
1 https: // iz.ru/663563/evgeniia-pertceva/minzdrav-zakryl-dostup-spirtnomu-v-onlain.