В Государственную Думу поступил проект федерального закона, направленный на защиту персональных данных лиц, не достигших возраста шестнадцати лет, а также на устранение правовых пробелов в законодательстве Российской Федерации посредством уточнения отдельных положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Авторы законопроекта отмечают, что действующей редакцией Закона № 152-ФЗ не определен какой-либо порядок сбора, обработки и хранения персональных данных несовершеннолетних.
При этом фактически использование персональных данных несовершеннолетних производится учебными заведениями дошкольного и среднего образовательного звена, медицинскими учреждениями, а также в ряде иных случаев, установленных законодательством. Например, при подаче сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. На основании ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Таким образом, в интересах детей и от их имени родители выступают в качестве законных представителей.
Частью 6 ст. 9 Закона № 152-ФЗ предусмотрена возможность получения согласия на обработку персональных данных от третьих лиц: в случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель субъекта персональных данных.
Указанная выше возможность предусмотрена исключительно в отношении недееспособных субъектов. При этом несовершеннолетние граждане не относятся к категории недееспособных в силу гражданского законодательства Российской Федерации, однако и не являются в полной мере дееспособными.
Авторы проекта полагают, что в связи с этим целесообразно внести изменения в Закон № 152-ФЗ, закрепив полномочия по даче согласия на обработку персональных данных несовершеннолетних субъектов за их законными представителями.
При этом несовершеннолетние трудящиеся будут самостоятельно давать согласие на обработку их персональных данных работодателю, если такая обработка необходима в связи с осуществлением трудовой деятельности.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что персональные данные несовершеннолетних могут быть использованы в сети Интернет, что способно вызвать негативные последствия различного характера, в том числе предпосылки к совершению в отношении несовершеннолетних преступлений либо вовлечению несовершеннолетних в преступную деятельность.
Так, например, в 2016 и 2017 годах в результате действий в Интернете так называемых «групп смерти» произошел ряд случаев самоубийств несовершеннолетних пользователей. Администраторы таких «групп смерти» манипулировали жертвами, в том числе при помощи их персональных данных (фамилии, имени, адреса места жительства и т. д.), бесконтрольно распространяемых в различных источниках.
Кроме того, несовершеннолетние часто являются фактическими пользователями средств подвижной радиотелефонной связи, однако операторы связи в силу имеющегося правового пробела не имеют данных о фактическом несовершеннолетнем пользователе услуг связи, считая таковым законного представителя либо иное лицо, на которое оформлен договор об оказании услуг связи. Такой подход может создавать сложности в предоставлении услуг связи для оператора связи, а также в пользовании услугами связи для абонента.
В связи с изложенным в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних законопроектом предлагается отнести персональные данные несовершеннолетних субъектов персональных данных в возрасте к специальной категории персональных данных, обработка которых не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных в ч. 2 ст. 10 Закона № 152-ФЗ.
Таким образом, в случае принятия законопроекта будет установлен полный запрет на обработку персональных данных несовершеннолетних субъектов без согласия их законных представителей (за исключением обработки персональных данных в связи с трудовой деятельностью несовершеннолетних).
Кроме того, в силу действующего законодательства особый порядок сбора, хранения, обработки и использования персональных данных, в том числеспециальных категорий персональных данных, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.
При этом соответствующие нормы Закона № 152-ФЗ не предусматривают, что обработка персональных данных (в том числе специальных категорий персональных данных и биометрических персональных данных) производится в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, в связи с чем законопроектом предлагается внести изменения, устраняющие несоответствие Закона № 152-ФЗ, Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.