Отсрочка начала строительства имеет несколько причин, каждая из которых способна быть решающей. Во-первых, Дания намерена запретить строительство в своих территориальных водах. Во-вторых, глава австрийской OMV Райнер Зееле сообщил в четверг, 9 ноября, что только получены разъяснения по санкциям США от OFAC (департамент Минфина США по контролю за иностранными активами) и «мы их будем анализировать». Кроме всего, Европейская комиссия (ЕК) заявила об отсутствии необходимости для строительства Nord Stream 2.
О новых датских инициативах сообщало в среду, 8 ноября, агентство Platts со ссылкой на слова главного финансового директора зарегистрированной в Швейцарии 100-процентной дочки «Газпрома» Nord Stream 2 AG Пола Коркорана. На газовой конференции в Милане он назвал препятствием для стройки законопроект, который готовится парламентом Дании и который даст возможность датскому правительству отказывать в праве на строительство в своих территориальных водах не только из-за экологических рисков, но и по соображениям национальной безопасности. Принятие этого законопроекта ожидается в ноябре, а вступит в силу он в январе 2018 г.
Проблемы создал американский закон о санкциях, который допускает введение ограничений против любой компании, инвестирующей экспортные трубопроводы для России. В сентябре Р. Зееле говорил, что отныне невозможно привлечь проектное финансирование на стройку в западных банках, деньги придется искать в китайских банках или строить за счет собственных средств. Между тем проектное финансирование должно было покрыть 70% стоимости проекта.
И вот в среду Р. Зееле сказал, что получены разъяснения по санкциям от OFAC, чего давно просил «Газпром». Разъяснения еще надо изучить, но пока у Р. Зееле не нашлось добрых слов надежды в адрес проекта, в котором пытается участвовать его компания.
В ту же нехорошую для «Газпрома» среду, 8 ноября, Еврокомиссия согласовала поправки к Газовой директиве Евросоюза, которые должны распространить ключевые принципы энергетического законодательства ЕС на все газопроводы, связанные с третьими странами. В соответствующем коммюнике сказано: «Цель этих поправок заключается в том, чтобы дополнить существующую газовую директиву и уточнить, что основные принципы энергетического законодательства ЕС (доступ третьих сторон, тарифное регулирование, разделение собственности и прозрачность) будут применяться ко всем газопроводам в третьи страны и из них до границы юрисдикции Евросоюза». Поправки также предусматривают изменения, по которым нормы Третьего энергопакета распространятся на Nord Stream 2. Зампредседателя Еврокомиссии Марош Шефчович уже выразил надежду, что в случае принятия поправок Европарламентом и Советом ЕС Еврокомиссия получит мандат на переговоры с Россией о статусе нового газопровода.
ЕК прямо заявила об отсутствии необходимости для строительства нового газопровода. В коммюнике говорится, что сокращение внутреннего производства и потребления топлива приведет к тому, что импорт газа в ЕС к 2030 г. будет стабильным. Имеющаяся инфраструктура по импорту газа и рост конкурентоспособности поставок сжиженного природного газа делает бессмысленным строительство Nord Stream 2.