Конституционный Суд РФ 10 ноября 2017 года в открытом заседании огласил Постановление по делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях», в котором разъяснил порядок проведения депутатами встреч с избирателями.
Слушание же дела о проверке конституционности Федерального закона от 07.06.2017 № 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях» состоялось 17 октября 2017 года. Поводом к его рассмотрению послужил запрос группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Оспоренный закон, вступивший в силу 18 июня 2017 года, ввел дополнительное правовое регулирование порядка проведения депутатами всех уровней встреч с избирателями. Законом разграничены встречи депутатов с избирателями на те, которые проводятся без предварительной подачи уведомления в помещениях, специально отведенных местах и на внутридворовых территориях, и те, что проходят в форме публичных мероприятий и предполагают необходимость согласования их проведения в порядке, установленном законодательством РФ о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. В последнем случае закон приравнивает депутатов к организаторам публичных мероприятий и обязывает предупреждать органы исполнительной власти об их проведении.
По мнению заявителей, оспоренный закон, фактически требуя от депутатов получения согласия органов исполнительной власти (органов местного самоуправления) на проведение встреч с избирателями, препятствует исполнению ими своих полномочий. Они полагают также, что закон нарушает конституционное право граждан на беспрепятственные индивидуальные и коллективные обращения к депутатам и создает препятствия для реализации гражданами права проводить собрания, митинги и демонстрации. Исходя из этого, заявители просят признать оспоренный закон не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 2, 3 (ч. 2), 4 (ч. 2), 10, 11 ,12, 15 (ч. 1), 31, 33, 55, 94–109 и 130–133.
В Постановлении КС РФ указал, что институт встреч депутата с избирателями, обеспечивая их устойчивые связи, относится к статусным характеристикам депутата как народного представителя. Одновременно он служит важной формой реализации конституционного права граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Конституция напрямую не закрепляет институт встреч депутатов с избирателями, что позволяет законодателю использовать различные подходы для его урегулирования. При этом должны учитываться конституционные требования, касающиеся самой природы представительной власти, а также возможных форм и процедур демократического участия граждан в ее осуществлении.
Поскольку такие встречи носят, как правило, открытый и массовый характер и имеют целевое назначение (информирование депутатами избирателей о своей деятельности и выражение гражданами пожеланий в отношении деятельности депутата и его представительного органа), то законодатель вправе определить порядок их проведения, в том числе с привлечением законодательства о публичных мероприятиях. Поэтому оспариваемое регулирование не выходит за рамки требований Конституции РФ.
Встречи депутатов с избирателями в помещениях, специально отведенных местах и на внутридворовых территориях не требуют уведомления, так как проходят в ограниченном (замкнутом) пространстве, и риски в вопросах безопасности практически отсутствуют. При этом КС РФ установил, что соответствующие специально отведенные места (помещения) должны быть определены как минимум в каждом поселении, отвечать требованиям территориальной доступности для избирателей, могут использоваться депутатами всех уровней безотносительно к политической принадлежности. Однако, если проведение встречи на внутридворовой территории перерастает в митинг, такая встреча должна проводиться уже в соответствии с законодательством о публичных мероприятиях.
Что касается признания возможности проведения встреч депутата с избирателями в форме публичного мероприятия, то это не предполагает автоматическое распространение на такие мероприятия в полном объеме всех правил, содержащихся в соответствующем законодательстве. Необходимо учитывать специфику депутатской деятельности, специально-целевое назначение таких встреч.
Из существующего перечня форм публичных мероприятий пригодными для достижения их цели являются лишь собрание и митинг, и только последний требует согласования. При этом КС РФ напомнил, что понятие «согласование публичного мероприятия» не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение мероприятия или изменить его цели, место и форму. Власти должны привести веские доводы при отказе в согласовании проведения мероприятия в заявленном месте и предложить организаторам такой вариант, который позволил бы реализовать цели публичного мероприятия.
Одновременно КС РФ подчеркнул, что не исключается возможность проведения незапланированной встречи депутата с избирателями вне помещений, специально отведенных мест или внутридворовых территорий по инициативе самих избирателей. Но такая встреча должна быть прекращена, если возникает угроза безопасности граждан, нормальному функционированию инфраструктурных объектов или иная подобная угроза.