С 1 июля 2012 года границы Москвы расширились за счет присоединения земель на юго-западе от столицы. В состав Москвы было включено еще 21 муниципальное образование (в том числе два городских округа – Троицк и Щербинка), а также 19 городских и сельских поселений (в Подольском, Ленинском и Наро-Фоминском районах Московской области). Также к столице «отошла» часть Одинцовского и Красногорского районов Подмосковья. Общая площадь «новых территорий» – порядка 148 тыс. гектаров. Перед Правительством Москвы поставлена государственная задача – построить на присоединенных к столице землях к 2035 году фактически новый город с полуторамиллионным населением и миллионом рабочих мест.
Ключ к успеху
Присоединенные территории и прежде не были безлюдными, но в существовавшей инфраструктуре отсутствовала какая-либо логика. Поселения и собственники жили и строились каждый по своему разумению и кошельку. С образованием двух новых административных округов столицы –Троицкого и Новомосковского (далее –ТиНАО) –перед Правительством Москвы встал масштабный и сложный вопрос: надо было собрать в единую структуру управление и разработать градостроительную документацию на перспективу –территориальную схему, Генплан, правила землепользования и застройки. Сегодня эти документы предписывают нам строить дороги, инженерные сети и социальные объекты, без которых у современного города просто нет будущего.
Пять лет назад, приступая к реализации крупнейшего в России и Европе проекта по преобразованию и развитию территорий, присоединенных к Москве (а они почти вдвое превышают площадь исторической части столицы), мы выслушали немало критических мнений и скептических прогнозов как от москвичей, так и от отечественных и зарубежных специалистов-урбанистов. Надо сказать, небезосновательных, если рассматривать эти мнения в контексте практики реализации некоторых крупных проектов на постсоветском пространстве.
Всем, наверное, знакома распространенная ныне ситуация: возводится необходимое количество жилья, а строительство школ, детских садов, мест приложения труда, дорог, инженерной инфраструктуры финансируется по остаточному принципу. То есть решение одной проблемы порождает другую.
С учетом этого печального опыта Правительством Москвы и мэром Москвы Сергеем Собяниным перед Департаментом развития новых территорий города Москвы (далее –Департамент) и перед Комплексом градостроительной политики города Москвы в целом была сформулирована предельно четкая и жесткая задача –строить и развивать Новую Москву комплексно, почти по всем направлениям одновременно.
Заданный столичными властями новый вектор создания комфортной городской среды потребовал и новых управленческих, градостроительных и организационных подходов к выполнению миссии государственной важности. Разрабатывая планы развития крупнейшего мегаполиса, мы не имели права на ошибку. Приступая к освоению Большой Москвы, мы внимательно изучили международную практику решения подобных проблем, в том числе опыт планирования Большого Парижа. Более того, французские специалисты участвовали в Международном конкурсе на разработку концепции Московской агломерации, объявленном в 2012 году. Победителем в двух номинациях –«Развитие Московской агломерации» и «Развитие Большой Москвы» –стала франко-российская команда Grumbach-Wilmotte.
Особенность реализуемого сегодня проекта заключается в том, что развитие Новой Москвы происходит в соответствии с восемью главными принципами. Первые четыре:
-
одновременная разработка всей градостроительной документации;
-
создание равномерно распределенных по присоединенным площадям 12 точек роста;
-
качественное развитие дорожно-транспортной инфраструктуры;
-
формирование благоприятной экологической среды.
Комплексный подход к жилищному строительству и создание объектов социальной инфраструктуры –еще два незыблемых принципа развития новых районов столицы. И при этом решаются две важные структурные задачи –привлечение инвесторов и создание современного рынка труда.
Трудностей за минувшие пять лет пришлось преодолеть немало. Так, в 2012 году мы столкнулись с наличием колоссального объема (около 16 млн кв. м) уже утвержденных на тот момент на многие годы вперед проектов строительства на присоединенных территориях. В основном планировалось строительство жилья, а о других сегментах застройщики почти не заботились. Понятно, что в рамки провозглашенной программы комплексного развития новых территорий такая застройка («необременительная» с точки зрения обязательного возведения социальных объектов) не вписывалась. Потребовались немалые усилия руководства города, Стройкомплекса г. Москвы и Департамента для коренного пересмотра проектов –разумеется, в сторону обязательного возведения социальных объектов при строительстве жилых комплексов.
Экономические законы, безусловно, едины для всех. Но с инвесторами, как показывает наш опыт, работать надо индивидуально и кропотливо, без какого-либо административного давления. И польза должна быть обоюдной. Суть такого партнерства руководство столицы видит в максимально эффективной работе структур строительного и социального комплекса с целью привлечения инвестиций.
Сегодня мы констатируем: три четверти от общего количества возведенных в Новой Москве за последние годы социальных объектов построено инвесторами. И перспективы дальнейшего роста бесспорны. Сегодня на присоединенных территориях работают 30 девелоперских компаний, «портфель» которых насчитывает более 8 млн кв. м недвижимости различного назначения. Активно ведется малоэтажное строительство, инвесторы выставляют на продажу еще совсем недавно диковинные для Москвы таунхаусы и коттеджи. К малоэтажному строительству мы относим дома максимум в три этажа, и таких в Новой Москве строится до 25% ежегодно.
Таким образом, мы предлагаем весь спектр недвижимости в новых столичных округах, а инвесторы быстро реагируют на потребности населения в комфортном жилье. Каждый желающий может выбрать себе подходящее жилье на территории, где половину площади занимают леса, водоемы и парки.
Работа рядом с домом
Определяя перспективу создания рабочих мест, мы проводим активные переговоры с застройщиками территорий и обсуждаем возможность размещения на выделенных им землях техно- и индустриальных парков, которые помогают расширить список отраслей, «генерирующих» новые рабочие места. Это планы на будущее, но уже сегодня некоторые инвесторы далеко продвинулись в своих проработках. Один индустриальный парк в ТиНАО уже строится –это «Индиго» рядом с деревней Николо-Хованское. Сегодня в «Индиго» –50 резидентов, более половины из которых –производственные объекты.
Специалистами Департамента разработана стратегия создания рабочих мест на присоединенных территориях. Она учитывает все необходимые параметры: от прироста численности жителей до максимально сбалансированной структуры занятости. Так, за пять лет в Новой Москве в дополнение к 85 тыс. имевшихся рабочих мест уже создано более 100 тыс. новых. Структура образованных к сегодняшнему дню мест приложения труда выглядит следующим образом:
–потребительский рынок –65,9 тыс. рабочих мест;
–логистика и связь –28,3 тыс.;
–обрабатывающая промышленность –20,9 тыс.;
–социальная сфера –21,3 тыс.;
–строительство –22,5 тыс.;
–сельское и лесное хозяйство, ветеринария –3,7 тыс.;
–топливно-энергетическое хозяйство –6,3 тыс.;
–финансовая деятельность, операции по управлению и содержанию недвижимости и территории –13,6 тыс.
Бизнес готов идти навстречу городу, а девелоперы консультируются с нами по вопросу о том, какие объекты им стоит возвести, чтобы сработать не только на сегодняшний день, но и учесть потребности двух московских округов на долгую перспективу.
На территории Новой Москвы за пять лет построено 50 социальных объектов и 8 млн кв. м жилья, создано 103 тыс. рабочих мест. И задача опережающего создания мест приложения труда, объектов социального назначения остается актуальной. Более того, по требованию мэра Москвы С. Собянина, проекты строительства жилья в Новой Москве не будут согласовываться без обязательного создания на соответствующих площадках новых рабочих мест. Появление в ТиНАО новых высокотехнологичных производств, мест приложения труда с достойной зарплатой способствует отказу местных жителей от устоявшегося стереотипа о том, что хорошую работу можно найти только в центре столицы. При этом городские власти считают важным, чтобы соотношение рабочих мест по отраслям и структуре занятости было сбалансировано. По нашим оценкам, не менее половины жителей Новой Москвы смогут работать на ее территории.
Правительство Москвы инвестирует в развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, в то время как жилье, производственные, коммерческие объекты и развлекательная инфраструктура создаются на частные деньги. В общей сложности инвестиции в развитие новых территорий, начиная с 1 июля 2012 года, превысили 600 млрд руб. А до 2035 года включительно объем частных вложений в развитие ТиНАО, как ожидается, составит около 5 трлн руб. К этому времени численность населения Новой Москвы достигнет 1,5 млн человек, здесь будет создано 1 млн рабочих мест, построено 700 км дорог.
Говоря о значимости приоритетного создания мест приложения труда, следует подчеркнуть: в реализации этой задачи заинтересованы все –жители Новой Москвы, инвесторы, город. Уже сейчас налоговые поступления ТиНАО приносят столичному бюджету 30 млрд руб. ежегодно. К 2035 году эта сумма возрастет в 10 раз –в действительных ценах. Понятно, что с учетом инфляции цифра будет выше. Впрочем, важнее, как представляется, другое: при грамотном решении вопроса создания новых мест приложения труда в Новой Москве местный житель получает достойную работу, его семья –достаток, грамотный девелопер –рост объема продаж недвижимости, а город –новые поступления в бюджет.
Грани стираются
Сегодня налицо стирание граней между исторической и Новой Москвой. Проблем с устройством детей в детские сады практически нет, занятия в школе –в одну смену, работа, поликлиника –рядом с домом, пенсии, социальные выплаты –по столичным стандартам. Кстати, 85% покупателей жилья в Москве выбирают ТиНАО для постоянного проживания, а, по опросам ВЦИОМ, 35% москвичей готовы сюда переехать. Респонденты отмечают хорошее развитие транспортной сети и низкую стоимость недвижимости, экологическое благополучие, наличие современных социальных объектов. А это означает, что городом были правильно определены градостроительные приоритеты. К слову, мнение жителей Новой Москвы также чрезвычайно важно, ведь сегодня они сами являются участниками мегапроекта. Более 30 тыс. их замечаний, пожеланий и поправок поступило в ходе публичных слушаний по проекту территориальных схем развития ТиНАО.
Важно и то, что реализация планов развития Новой Москвы происходит на глазах ее жителей. Потому они и уверены в достижении намеченных Генпланом к 2035 году показателей.
Настоящий «прорыв» за пять лет совершен в транспортной сфере: за короткие сроки мы провели в Новую Москву метро, и вот уже более полутора лет пассажиры пользуются станциями «Румянцево» и «Саларьево» Сокольнической линии. Всего к 2035 году в Новой Москве планируется построить более 20 станций и около 70 км линий метро, 24 транспортно-пересадочных узла, 178 км трамвайных линий.
Сроки реализации планов по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры строго выдерживаются. Например, до 2022 года в ТиНАО построят более 165 км дорог: в 2017-м – 30,9 км, в 2018-м – 61,33 км, в 2019-м – 40,07 км, в 2020-м – 16,7 км, в 2021-м –16,26 км. На всем протяжении автодорог будут устроены тротуары и уличное освещение в соответствии с нормами проектирования для городских улиц Москвы.
Еще одна деталь, весьма важная для здоровья людей. Вся территория Новой Москвы будет обеспечена чистой питьевой водой к 2025 году. Сейчас 97% воды в ТиНАО добывается из подземных источников, а чтобы улучшить качество питьевой воды, необходимо построить централизованную систему водоснабжения с водоподготовкой и водоотводом. Если в настоящее время в новые столичные округа подается 30 тыс. кубометров воды в сутки, то к 2035 году эта цифра возрастет до 348 тыс. кубометров. Линии пройдут вдоль Киевского, Калужского и Боровского шоссе. На строительство водопровода из бюджета планируется выделить порядка 15 млрд руб.
Не забывают в Новой Москве и о культуре и спорте. Сегодня на территории ТиНАО действуют 38 библиотек, 29 клубов, 18 учреждений дополнительного образования, а также семь музеев.
К 2035 году в Троицком и Новомосковском округах появится более 1 тыс. социальных объектов, в том числе 700 спортивных комплексов и 125 объектов здравоохранения. На сегодняшний день в Новой Москве создано уже 13 парков, а всего их планируется обустроить 86 общей площадью порядка 12 тыс. гектаров.
Думается, главное –то, что за эти пять лет люди поверили в Новую Москву. Не в бренд, а в реалистичность реализуемых городом планов. А комфортное жилье, превосходные школы и детсады, оснащенные самым современным оборудованием больницы и поликлиники, прекрасная экология, новые дороги только подтверждают правильность жизненного выбора новоселов.
Новая Москва –это не просто огромная территория с миллионами квадратных метров недвижимости и современной социальной, дорожно-транспортной инфраструктурой. Это город нового качества жизни.