В сентябре нынешнего года сводный индекс региональной экономической активности, который рассчитывают ученые ВШЭ, вырос с 53,7 до 54,1%. При этом 50-процентную планку преодолели три из пяти важнейших секторов экономики и пять из восьми федеральных округов. В отраслевом разрезе лучше всего выглядел индикатор активности в торговле (78%), промышленный индекс составил 60%. Среди регионов безусловный позитив показали Брянская и Мурманская области, а также Удмуртия.
Промышленный индекс региональной экономической активности (РЭА) в первом месяце осени равнялся 60%, что подтверждает устойчивое повышение экономической активности в этом сегменте экономики. Особенно заметный рост наблюдался в розничной торговле (78%), где улучшение ситуации явно приобрело устойчивый характер после затяжного — более двух лет — спада.
Ситуация в секторе платных услуг остается проблемной (44%), а строительство (38%) вообще далеко от преодоления спада, поразившего этот сектор еще в конце 2012 г. Оптовая торговля занимает пока промежуточное положение (51%).
В разрезе федеральных округов наиболее острая ситуация в сентябре сложилась в Южном (45%), Дальневосточном и Сибирском (47—48%) ФО. В остальных округах экономическая активность по сравнению с прошлым годом возросла, особенно заметно — в Северо-Кавказском ФО (71%).
На уровне отдельных регионов (областей, краев и республик) сентябрьский индекс РЭА превысил 50%, указывая на рост экономической активности в 46 случаях из 82. При этом число регионов, в которых сокращаются все пять секторов экономики или растет только один из пяти, в сентябре снизилось с 13 до десяти. Количество регионов с преобладанием роста (увеличение экономической активности в четырех или во всех пяти секторах), напротив, выросло с 18 до 20.
Конъюнктура улучшается, но остаются аутсайдеры
«Хотя общее улучшение конъюнктуры достаточно очевидно (особенно в сравнении с серединой 2015 г.), также очевидно, что „выздоровление“ российской экономики идет медленно, и значительная часть регионов остается в состоянии стагнации и даже рецессии», — подчеркивает эксперт Центра развития (ЦР) ВШЭ Сергей Смирнов.
К числу явно проблемных (индекс РЭА = 0) по итогам сентября нужно отнести только один регион — Рязанскую область, где сократились все пять секторов экономики. Еще в девяти регионах сократились четыре из пяти сегментов (индекс РЭА = 20%). На долю этих двух групп в совокупности пришлось всего 5,4% от ВРП России.
В группу наиболее успешных регионов по итогам сентября вошли Брянская и Мурманская области, а также Республика Удмуртия, где выросли все пять секторов (индекс РЭА = 100%). В эту же категорию «Вышка» относит еще 17 регионов, где выросли четыре из пяти секторов (индекс РЭА = 80%). В совокупности на долю всех этих субъектов Федерации пришлось 18% от ВРП России.
Количество регионов, в которых экономическая активность выросла в среднем за три последних месяца (за июль — сентябрь 2017 г.), составило 51 (это 62% от общего числа). В число наименее успешных субъектов Федерации (средний за три месяца индекс РЭА не выше 20%) вошли только четыре региона: Новгородская, Курганская и Томская области, а также Забайкальский край.
Наиболее успешными (средний за три месяца индекс РЭА выше 80%) оказались сразу пять регионов: Брянская и Мурманская области, Севастополь, Республика Ингушетия и Приморский край.
Динамика с понижением
На вялость экономического роста также указывает опрос 26 профессиональных прогнозистов, который провели эксперты ЦР в начале ноября 2017 г. Они ожидают динамику ВВП по итогам текущего года на уровне 1,8%.
Половина аналитиков считают, что в 2018 г. темпы роста ВВП будут ниже, чем в 2017 г. Более того, около трети прогнозистов полагают, что рост в 2019 г. будет ниже, чем в 2018 г.
Конечно, во всех прогнозах речь идет о снижении экономического роста на доли процентов. Но вместе с тем ни о каком ускорении роста российской экономики эксперты, в общем, не помышляют. Даже через семь лет консенсус-прогноз годовых темпов прироста едва-едва достигает 2% (впрочем, всего три месяца назад и того не было).
Консенсус-прогнозы валютного курса предвещают очень постепенное его ослабление (в ближайшие годы примерно на 2,5% в год, в последующем — на 1,5%). В результате с учетом разницы темпов инфляции в США и России реальный курс рубля практически не будет меняться.
Наиболее заметным изменением по сравнению с предыдущим опросом стало снижение прогнозируемого роста потребительских цен на 0,9 п.п. для 2017 г. (до 3,3%). Очевидно, что этот прогноз следует за фактической траекторией цен в текущем году. Инфляционные ожидания на будущее пока меняются мало и остаются на уровне около 4%, что в целом соответствует целевому уровню инфляции.
Эксперты ожидают, что до конца 2017 г. Банк России еще раз снизит свою ключевую ставку на 0,25 п.п., за 2018 г. снизит ее еще на 1,0 п.п., после чего ее снижение замедлится. В реальном выражении ключевая ставка будет поддерживаться на уровне 2—2,5% годовых.
«Таким образом, макроэкономическая среда, необходимая для запуска экономического роста, будет создана, — комментирует ситуацию С. Смирнов. — Но будет ли этого достаточно? Судя по низким прогнозируемым темпам роста ВВП, у экспертов есть в этом определенные сомнения».