Разработан законопроект, предоставляющий ФАС России возможность принудительно изымать документы и предметы у проверяемого лица, получать объяснения от физических и юридических лиц, запрашивать у правоохранительных органов информацию о результатах оперативно-розыскной деятельности.
Федеральная антимонопольная служба России в последние годы активно борется за расширение своих полномочий и дополнительные рычаги воздействия на бизнес.
В частности, в 2016 г. ведомство подготовило проект указа Президента РФ об основных направлениях антимонопольной политики. Проект провозгласил, что содействие развитию конкуренции является приоритетом для президента и правительства, госорганов и муниципалитетов. ФАС России рассчитывала получить полномочия по контролю за разработкой инвестпрограмм госмонополий, созданию ГУПов и МУПов, обеспечению конкуренции при импортозамещении, понуждению крупного бизнеса к закупкам у малого. Кроме того, ведомство добивалось предоставления ему права координировать свою деятельность с силовыми ведомствами через Генпрокуратуру, чтобы более эффективно отслеживать появление картелей на рынках. Все проекты законов и нормативных актов согласно проекту указа должны были проходить через процедуру оценки воздействия на конкуренцию.
На сегодняшний день конкурентная политика устанавливается на уровне постановлений правительства. Для ФАС России этого оказалось мало, и она решила обеспечить поддержку всем своим инициативам со стороны президента. Этого, однако, до сих пор не произошло. В середине октября этого года стало известно, что Администрация Президента РФ вернула в Правительство РФ проект указа. Подобное решение было мотивировано тем, что основная часть предложенных мер запретительная и не направлена на развитие инвестиционной привлекательности и расширение участников рынка.1
Антимонопольная служба между тем не отказалась от попыток ужесточить контроль над бизнесом, и 13 ноября для общественного обсуждения был представлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (опубликован на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/10-17/00074502).
Как следует из сводного отчета к законопроекту, в настоящее время ФАС России при проведении расследований по делам о картелях и иных антиконкурентных соглашениях сталкивается с рядом проблем. Во-первых, у участников оборота существуют множество возможностей по сокрытию информации о деятельности картеля. При этом у ФАС России отсутствуют правомочия по выемке (изъятию) документов и предметов, получению объяснений от сотрудников, должностных лиц хозяйствующих субъектов.
Вторая проблема заключается в отсутствии эффективных механизмов взаимодействия ФАС России с правоохранительными органами. Зачастую расследования по делам об антиконкурентных соглашениях ведомство ведет совместно с такими органами. Между тем действующим законодательством об оперативно-розыскной деятельности не предусмотрены обязанности последних передавать в антимонопольный орган требуемую информацию.
Третья проблема заключается в том, что антимонопольный орган ограничен в получении информации, составляющей охраняемую законом тайну. В частности, ФАС России часто сталкивается при проведении расследований с необходимостью получения сведений об абонентах операторов связи, например сведений о фамилии, имени и отчестве абонентов, принадлежности абонентских номеров, наименовании абонентов — юридических лиц, принадлежности динамических и статических IP-адресов, самих договоров с абонентами (их копий) и ряда другой информации. При этом серьезным вызовом для антимонопольной службы стал переход правонарушителей в интернет-пространство, вызванный развитием цифровой экономики. Основная масса доказательств по делам о картелях — электронные.
При направлении операторам связи запросов о предоставлении сведений об абонентах ФАС России сталкивается с отказами со ссылками на ст. 63 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», предусматривающую возможность получения сведений, составляющих тайну связи, только на основании судебного решения.
В связи с этим законопроектом предлагается расширить способы получения антимонопольным органом информации и документов при проведении расследований. Так, должностные лица антимонопольного органа, которые проводят выездную проверку, могут получить право производить изъятие (выемку) документов и предметов проверяемого лица. Присутствие понятых при этом может быть заменено ведением видеозаписи.
В случае отказа хозяйствующего субъекта предоставить документы в добровольном порядке изъятие будет производиться принудительно. Должностные лица антимонопольного органа получат возможность вскрывать помещения и иные места, где могут находиться подлежащие изъятию (выемке) документы и предметы.
Должностные лица ФАС России могут также наделить полномочиями по получению от физических и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления необходимой информации. От предоставления подобных объяснений будут освобождены только:
-
лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления государственного контроля (надзора);
-
лица, которые получили информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом своих полномочий, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся в соответствии с федеральными законами к профессиональной тайне этих лиц.
Законопроект также предусматривает, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в ФАС России и ее территориальные органы для использования при реализации полномочий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Кроме того, проект предусмотрел, что дело об ограничивающем конкуренцию соглашении не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении пяти лет со дня окончания реализации (исполнения) указанного соглашения. А дело об ограничивающем конкуренцию соглашении, заключение которого (участие в котором) указывает на наличие признаков уголовно наказуемого деяния, не может быть возбуждено, и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении десяти лет со дня окончания реализации (исполнения) указанного соглашения.
Надо сказать, что принятие рассматриваемого законопроекта станет серьезным шагом на пути к превращению ФАС России в карательный мегарегулятор. Это может повлечь за собой существенное увеличение административного давления на бизнес. Прежде всего данные инициативы, как следует из сводной записки, коснутся зарубежных инновационных компаний, в том числе Microsoft, Apple, Lenovo. Между тем и российский бизнес может ощутить на себе усиленный контроль антимонопольного ведомства.
1 Подробнее по ссылке: https://deloros.ru/plan-konkurencii-poka-ne-ukaz.html