На состоявшемся 18 февраля заседании Президиума Совета законодателей Российской Федерации обсудили проблемы перехода к взиманию налогов на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Председатель Совета Федерации В. Матвиенко отметила, что этот переход идет достаточно быстрыми темпами (с прошлого года новую систему ввели 28 субъектов Федерации, а в нынешнем году к ним присоединился еще 21 регион). На законодательном уровне за субъектами Федерации закреплено право варьировать ставки налога на имущество для юридических и физических лиц в пределах установленных значений. И тут российская ментальность проявилась очень ярко: почти все региональные власти сразу установили максимальные ставки. Заместитель министра финансов И. Трунин рассказал, что Правительство готовит новую редакцию закона об оценочной деятельности, где методология кадастровой оценки и полномочия по ее проведению будут централизованы и объединены в одном органе.
Руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии И. Васильев отметил, что наиболее важными проблемами, влияющими на налогообложение объектов недвижимости по кадастровой стоимости, являются полнота сведений кадастра недвижимости и реестра прав, качество кадастровой оценки, доступность инструментов по защите прав правообладателей.
Он поделился планами, согласно которым с 2017 года будет сделан серьезный шаг к повышению качества сведений об объектах недвижимости и сведений о правах – должно произойти объединение реестра прав и государственного кадастра в единый государственный реестр объектов недвижимости. При этом будет введена единая процедура регистрации права и постановки на кадастровый учет.
Действующая система проведения кадастровой оценки позволяет размывать ответственность между заказчиком работ по определению кадастровой стоимости и исполнителем таких работ – непосредственно оценщиком и саморегулируемой организацией оценщиков, проводящей экспертизу оценки кадастровой стоимости. По сути, у нас налог на недвижимость, который взимается исходя из кадастровой стоимости, – это единственный налог, где между государством и налогоплательщиком существуют посредники в виде частных оценщиков и саморегулируемой организации. Все это порождает большое количество споров.
Председатель Комиссии Совета законодателей по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству А. Клыканов отметил ряд проблемных моментов, которые нуждаются в регулировании. В частности, требуется конкретизация списка объектов недвижимого имущества, которое признается объектом налогообложения. Также нужно разработать методику оценки в отношении объектов незавершенного строительства.
Председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам С. Рябухин подчеркнул, что необходимо отказаться от жесткой привязки кадастровой оценки к рыночной оценке. Государственную кадастровую оценку должен осуществлять государственный бюджетный орган. При этом региональные органы государственной власти должны получить право проверять качество и достоверность оценки. Также нужна единая для всех регионов методика оценки, которая должна быть утверждена на федеральном уровне. Необходимо устранить противоречие между принципом добровольности регистрации недвижимости и принципом обязательности налогообложения, для чего органам власти на уровне муниципалитетов следует передать функции налогового агента в части регистрации и кадастрирования, отметил парламентарий.