В последнее время то и дело обнаруживаются несанкционированные свалки в укромных местах нашей необъятной родины. Безусловно, это свидетельствует о необходимости более детальной регламентации вопросов утилизации отходов и контроля за действиями хозяйствующих субъектов, образующих свалки там, где им вздумается. Надеемся, что сигналы из жизни в ближайшем будущем дойдут до законодателя, и на правовом уровне проблема будет решаться. Но это в перспективе. А что делать сейчас с уже существующими несанкционированными свалками? Кто должен нести ответственность и убирать их? Здравый смысл подсказывает, что собственник земли, которая завалена отходами. Но не все так однозначно. Закон, разграничивая федеральную и муниципальную собственность, предусматривает определенную компетенцию органов местного самоуправления по обеспечению утилизации отходов.
За одну из несанкционированных свалок, обнаруженных в Якутии, прокуратура г. Нерюнгри, например, возложила ответственность на муниципальную администрацию, суды выразили солидарность с правоохранителями. Но КС РФ, рассматривая вопрос о соответствии Конституции РФ п. 18 ч. 1 ст. 14 и п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с ними не согласился.
КС РФ признал вышеуказанные нормы, устанавливающие обязанности органов местного самоуправления по сбору и утилизации отходов, конституционными. А по поводу того, кто и на какие деньги должен ликвидировать свалку, высказал следующее мнение. То, что закон возлагает сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на органы местного самоуправления, не означает возложение на них всей полноты ответственности за несанкционированные свалки на лесных участках, находящихся в федеральной собственности. Другими словами, не порождает их обязанности ликвидировать за счет средств местного бюджета несанкционированное складирование бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках.
КС РФ постановил пересмотреть судебные решения, принятые по делу с участием администрации муниципального образования «Нерюнгринский район». При этом судам необходимо учесть, что требования проведения организационных мероприятий по очистке расположенных на территории муниципального образования лесных участков, входящих в состав земель лесного фонда, от загрязнения отходами производства и потребления и осуществления соответствующих материально-финансовых затрат могут быть обращены к органам местного самоуправления при условии передачи им в установленном порядке отдельных государственных полномочий в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, имея, в частности, в виду полномочия Российской Федерации, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, что в силу ч. 2 ст. 132 Конституции РФ должно сопровождаться предоставлением необходимых для реализации этих полномочий материально-финансовых средств.