Количество чиновников в России с 2000 г. выросло на 1 млн, а число средних и малых бизнесменов застыло около отметки 5,5 млн, отмечали участники X Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей в Краснодаре. Чтобы вывести бизнесменов из тени и увеличить их ряды, государству пора на деле, а не на словах изменить отношение к предпринимателям.
Бизнес чувствует, по словам сопредседателя «Деловой России» Андрея Назарова, поддержку со стороны руководства страны, но вместе с тем приоритеты государства в стимулировании развития предпринимательства, мягко выражаясь, несколько смещены.
С 2000 г. число госслужащих выросло на 1 млн, при этом на каждую тысячу занятых в экономике сегодня приходится 32 государственных «куратора». «Однако на темпы роста предпринимательской активности это никак не повлияло. Количество представителей среднего и малого бизнеса, например, стабильно колеблется вокруг отметки в 5,5 млн», — посетовал А. Назаров.
Державе необходимо пересмотреть свое отношение к предпринимателям, так как они берут на себя его обязанности по трудоустройству граждан, выплате зарплат и социальных пособий. «Смена вектора поможет поднять статус предпринимательства в обществе, простимулировать людей выводить свое дело из тени или открывать новый бизнес», — убежден А. Назаров.
Объем теневой экономики, куда бегут предприниматели, спасаясь от налогового пресса и катка контрольных проверок, по данным Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров, составляет 33,6 трлн руб., или 39% от ВВП страны. Кстати, мы занимаем четвертое место в рейтинге крупнейших теневых экономик мира, и здесь наши «успехи» выше, чем в рейтинге Doing Business.
«Государство само убивает позитивный эффект от предпринимаемых мер по улучшению инвестиционного и делового климата в стране», — подчеркнул бизнес-омбудсмен Борис Титов.
Среди шагов, которые усилили отток МСП в теневой сектор, он назвал повышение ставок социальных страховых платежей для ИП и массовое расторжение договоров аренды. «Масла в огонь негатива» подлили введение налога на недвижимость для предпринимателей на «упрощенке», увеличение штрафных санкций и объема отчетности, а также рост числа неналоговых платежей и сборов.
В программу мер, способных стимулировать бизнес к выходу из тени, эксперты аппарата бизнес-омбудсмена включили мораторий на все проверки МСП. Исключением должны стать только контрольные и надзорные мероприятия, связанные с опасными для жизни и здоровья людей ситуациями.
Нужно также ограничить оперативную розыскную деятельность МВД и следственные действия в отношении предпринимателей. Обследования помещений, зданий и сооружений должны стать гласными и проводиться только с согласия прокурора. Обыски, выемки, заседания судов по избранию меры пресечения необходимо вести только в присутствии уполномоченных по защите прав предпринимателей.
Для облегчения доступа бизнеса к финансированию в начале своего дела Фонды развития МСП могут выдавать возвратную ссуду — 1 млн руб. — на основе бизнес-плана, под личную гарантию предпринимателя. Государство также может субсидировать до 5% годовых кредиты под проектное финансирование МСП.
Наконец, целесообразно создать Предпринимательский кодекс, объединяющий нормативные правовые акты по мерам защиты и механизмам поддержки предпринимателей по аналогии с тем, как это уже сделано в Республике Казахстан.
«В нашей истории были примеры, когда особое отношение государства к предпринимателям позволило последним выступить драйвером экономического роста: в царской России купцы разных гильдий в зависимости от размера уплаченных налогов получали различные преференции в виде льгот и даже в виде увеличения “веса” их голоса при принятии государственных решений», — напомнил А. Назаров.
«Что мешает использовать этот опыт сегодня, чтобы простимулировать предпринимателей выйти из тени? Данный тезис должен войти в напутствие бизнес-сообщества президенту перед началом избирательной кампании», — считает сопредседатель «Деловой России».