«Сельпо», но не то

| статьи | печать

Минсельхоз России и региональные министерства одобрили перспективный новосибирский стартап – интернет-рынок натуральных продуктов «Сельпо». Это онлайн-площадка, где небольшие сельхозпроизводители (фермеры, садоводы, владельцы личного подсобного хозяйства, пчеловоды) могут напрямую, минуя посредников и торговые сети, реализовывать свою продукцию, а покупатели – приобретать полезные продукты по низкой цене.

Наследие

В числе прочего интернет-рынок «Сельпо» предлагает покупателям (а, главным образом, это городские жители) возможность провести выходные в сельской местности и заодно запастись полезными продуктами для всей семьи, в том числе и самостоятельно собрав урожай. Также есть возможность создания производственного кооператива горожан и сельхозпроизводителей, позволяющего осуществлять закупки на постоянной основе.

Идея потребительских и производственных сельхозкооперативов далеко не нова. Первые кооперативы появились в Великобритании еще в начале XIX века. Широкое распространение (особенно в сельской местности) получили и потребительские кооперативы в эпоху СССР. Некоторые сельхозкооперативы сохранились до наших дней, правда, существуют они в нашей стране на грани рентабельности. В Европе же данные формы потребительской кооперации достигли гораздо больших успехов.

Так, мало кто знает, что широко известная на отечественном рынке компания Valio была основана в 1905 году как объединение из 17 сельскохозяйственных кооперативов для экспорта сливочного масла из Финляндии. На текущий момент владельцами Valio являются около 20 кооперативов, где занято 4,5 тыс. сотрудников. Общая выручка Valio за 2014 год составила 1,95 млрд евро.

Международная компания Campina представляет собой еще один удачный пример сельскохозяйственной кооперации. В 1979 году нидерландские фермерские молочные хозяйства объединились в кооперативы для продажи продуктов, качество которых они могли бы контролировать самостоятельно. Чистая выручка компании Campina, которая до сих пор продолжает оставаться объединением кооперативов, в 2014 году достигла 11,3 млрд евро.

Перспективы

По большому счету, стартап «Сельпо» от исторических кооперативов унаследовал только название. По своей сути «Сельпо» – онлайн-проект, позволяющий розничному покупателю напрямую общаться с сельхозпроизводителем. Однако можно предположить, что со временем эта площадка превратится в полезный инструмент для развития отечественной производственной и потребительской кооперации на селе.

Хорошо известно, что на текущий момент в России сложилась ситуация, при которой фермер, может, и был бы рад произвести больше сельхозпродукции, но не делает этого ввиду отсутствия цивилизованного рынка сбыта.

Предположим условно, что на производство тонны пшеницы фермер затрачивает 1000 руб. Не имея выхода на конечного покупателя, он вынужден реализовывать пшеницу по 1010 руб. за тонну посреднику, который и забирает себе львиную долю прибыли при перепродаже пшеницы по 1300 руб. за тонну. Безусловно, такое положение вещей не может стимулировать сельхозпроизводителей увеличивать посевные площади и расширять производство.

Также ни для кого не секрет, что товарам небольшого производителя крайне сложно попасть на полку супермаркета. Крупным сетям попросту не интересны ни маленькие объемы производства, ни формат работы с фермерами, ни сами фермерские продукты ввиду сложной логистики и большого числа мелких хозяйств.

Поэтому, на наш взгляд, такой формат взаимодействия производителей и покупателей, как интернет-рынок «Сельпо», имеет высокий потенциал развития в качестве альтернативного, а в некоторых случаях и основного канала сбыта продукции сельского хозяйства в ситуации, когда речь идет не об агрохолдингах и иных крупных производителях. Также этот проект позволит горожанам покупать свежие и полезные продукты напрямую у фермеров, что несомненно будет стимулировать развитие отечественного агропромышленного комплекса, а также в перспективе – развитие агротуризма.

Безусловно, на текущем этапе возникает много вопросов, связанных с полноценным запуском и реализацией подобного проекта.

Так, пока непонятно, кто и как будет контролировать качество и соответствие техническим регламентам производимой фермерами продукции.

Также неясно, как будет полноценно функционировать данная площадка в течение всего года, учитывая резкую сезонность российского климата. Например, сезон овощей, фруктов и ягод начинается в европейской части России в конце июня и заканчивается к октябрю. Соответственно, в остальное время (а это большая часть года) ассортимент и, следовательно, функционал «Сельпо» будет ограничен. Очевидно, что эта особенность лишает проект части потенциальных покупателей. Ну и будем честны до конца: не каждый горожанин готов после рабочей недели «отдыхать», стоя в «пробке» по пути за фермерской едой.

Не стоит забывать и о том, что значительную часть потенциальных покупателей «Сельпо» оттягивает на себя быстро развивающийся сегмент магазинов здорового питания. Например, в российской столице некоторые из них уже успели занять изрядную долю ниши в сфере торговли «здоровым» питанием. Поэтому «Сельпо», скорее, сможет составить достойную конкуренцию подобным сетям в иных крупных городах страны.

На наш взгляд, онлайн-биржа «Сельпо», безусловно, очень интересный и перспективный проект, который соответствует не только современному рыночному тренду на правильный образ жизни и здоровое питание, но и общественно-политическому курсу на импортозамещение. Помимо этого, «Сельпо» в некотором смысле можно назвать и социальным проектом, который в будущем позволит создать дополнительные рабочие места, а также будет способствовать развитию отечественного агропромышленного комплекса. Одновременно «Сельпо» – сугубо нишевой проект на рынке, где сегодня уже достаточно сильна конкуренция и необходимы серьезные усилия, а также четкое позиционирование площадки для успешного выхода на рынок и закрепления своей доли на нем.