Рыбная ловля, как и охота, практически с момента возникновения человечества является и способом добычи пищи, и одним из самых популярных (в том числе по причине общедоступности) видов досуга. Вместе с тем сегодня государство на законодательном уровне осуществляет регулирование рыболовства, и нарушение установленных правил может привести к серьезным последствиям. Рассмотрим основные положения законодательства о рыболовстве, знание которых является обязательным для каждого рыбака.
Основные принципы
С точки зрения закона, рыболовство –это деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, то есть их изъятие из среды обитания. Особое внимание государства к рыболовству объясняется тем, что среда обитания водных биоресурсов (моря, реки, водоемы и др.) в большинстве случаев является собственностью РФ, а, следовательно, ей принадлежат и сами водные биоресурсы. Исключение составляют лишь те из них, что обитают в прудах и обводненных карьерах, которые могут находиться как в федеральной, так и в иной собственности. Такой порядок прямо закреплен в ст. 10 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее –Закон № 166-ФЗ) –основном документе, регламентирующем процесс рыболовства.
Если вылов водных биоресурсов (речь идет преимущественно о рыбе) осуществляется в целях личного потребления, то такое рыболовство относится к категории любительского или спортивного и не носит промышленного характера. При этом вылову подлежат любые виды рыбы и иных водных биоресурсов, добыча которых не является запрещенной.
Основные принципы любительской и спортивной рыбной ловли закреплены в ст. 24 Закона № 166-ФЗ. Так, граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно (за исключением объектов, находящихся в частной собственности). Рыболовство может осуществляться как с условием возвращения добытых (выловленных) водных биоресурсов в среду их обитания, так и без этого условия, если иное не предусмотрено Законом № 166-ФЗ.
В случаях, когда рыбная ловля осуществляется гражданами на рыбопромысловых участках, предоставленных государством на основании договоров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации любительского и спортивного рыболовства, требуется наличие путевки (документа, подтверждающего заключение договора возмездного оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства). Иными словами, лица, получившие на возмездной основе от государства участок с установленной квотой вылова водных биоресурсов, выделяют часть собственной квоты на вылов гражданам, заключая с ними соответствующий договор, и обязаны определить размер передаваемой квоты на вылов и обеспечить контроль за соблюдением установленных квот.
Статьей 26 Закона № 166-ФЗ установлен ряд ограничений, которые могут применяться к рыбной ловле. В отношении любительского рыболовства это может быть:
–введение запрета или временное закрытие рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов (видов рыбы);
–установление минимальных размера и веса добываемой рыбы (с целью исключить снижение ее популяции путем массового вылова мальков);
–определение вида, количества и характеристик разрешаемых орудий и способов вылова рыбы.
Рыбохозяйственные бассейны
На законодательном уровне определен перечень рыбохозяйственных бассейнов, которые включают в себя моря и озера с бассейнами впадающих в них рек, а также иные водные объекты рыбохозяйственного значения. В отношении каждого бассейна приказом Минсельхоза России устанавливаются правила рыболовства, содержащие перечень водных объектов, входящих в соответствующий бассейн, а также уточняющие порядок и ограничения рыболовства, которые действуют на его территории. В качестве примера такого регулирования можно привести Приказ Минсельхоза России от 30.10.2014 № 414 «Об утверждении правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна» (далее – Приказ № 414). Несмотря на то, что правила рыболовства, действующие в отношении тех или иных рыбохозяйственных бассейнов, во многом идентичны, у каждого бассейна имеется ряд особенностей.
В частности, Приказ № 414 запрещает гражданам осуществлять добычу (вылов):
–с судов и плавучих средств, не зарегистрированных в установленном порядке (за исключением тех, что не подлежат государственной регистрации);
–с применением колющих орудий добычи (вылова), огнестрельного оружия, орудий и способов вылова, воздействующих на водные биоресурсы электрическим током, а также взрывчатых, токсичных, наркотических средств (веществ), самоловящих крючковых снастей и других запрещенных законодательством РФ орудий и способов добычи (вылова). При этом в принципе запрещается иметь на борту судна и плавучих средств орудия добычи (вылова) или их составные части, применение которых в данном районе и в данный период времени запрещено (независимо от факта их использования в рыбной ловле);
–в запретных и закрытых районах добычи (вылова) и в запретные для добычи (вылова) сроки (периоды);
–на расстоянии менее 0,5 км от рыбоводных организаций, их цехов и пунктов, садков для выращивания и выдерживания рыбы, места расположения которых обозначены предупреждающими знаками, и др.
Контроль и ответственность
На основании Постановления Правительства РФ от 25.12.2012 № 1394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов» государственный контроль в области рыболовства возложен на Росрыболовство, его территориальные подразделения и должностных лиц (инспекторов).
Согласно ст. 43.3 Закона № 166-ФЗ указанные должностные лица имеют право на совершение следующих действий в рамках осуществления своих полномочий:
–запрашивать у граждан в целях проверки документы на право добычи (вылова) водных биоресурсов;
–задерживать граждан, нарушивших обязательные требования при осуществлении рыболовства, и доставлять их в правоохранительные органы;
–производить досмотр транспортных средств, орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, личных вещей граждан;
–изымать у граждан, нарушающих обязательные требования, продукцию и орудия добычи (вылова) водных биоресурсов, транспортные средства, а также соответствующие документы.
При этом следует отметить, что ответственность, предусмотренная Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее –КоАП РФ), относительно невелика. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ нарушение правил, регламентирующих рыболовство, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биоресурсов или без таковой.
Более серьезной является ответственность, установленная ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, предусматривающей наказание за нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ или открытом море.
Согласно позиции, изложенной в Постановлении Пленума ВС РФ от 23.11.2010 № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство», к нарушениям правил осуществления рыболовства относятся, например:
–добыча (вылов) водных биоресурсов без разрешительных документов, если их получение является необходимым условием осуществления этой деятельности;
–нарушение условий, предусмотренных разрешительным документом на добычу (вылов);
–несоблюдение установленных запретов (например, в отношении периода, орудий, способов лова, мест добычи (вылова) при осуществлении любительского и спортивного рыболовства).
Также возможно и привлечение к уголовной ответственности по ст. 256 Уголовного кодекса РФ (далее –УК РФ), если деяние совершено:
–с причинением крупного ущерба (свыше 100 тыс. руб.);
–с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биоресурсов;
–в местах нереста или на миграционных путях к ним.
Штраф для физического лица в такой ситуации может достигать 500 тыс. руб. либо размера его зарплаты или иного дохода за период от двух до трех лет. Возможно лишение свободы на срок до двух лет.
Если речь идет о деяниях, совершенных лицом с использованием служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинивших особо крупный ущерб (свыше 250 тыс. руб.), то штраф может увеличиться до 1 млн руб. либо размера зарплаты или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет. Свободы можно лишиться на срок до пяти лет.
Ответственность за незаконную добычу особо ценных водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу РФ и/или охраняемых международными договорами РФ, их частей и производных, предусмотрена ст. 258.1 УК РФ1. В худшем случае лицо, совершившее такое деяние, может быть наказано лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере зарплаты (иного дохода) за период до двух лет. Если указанные деяния совершены организованной группой, то срок лишения свободы может увеличиться до семи лет, а соответствующий штраф –до 2 млн руб. или до размера зарплаты (иного дохода) за период до пяти лет.
В Постановлении Пленума ВС РФ от 31.10.2017 № 41 даны разъяснения, позволяющие разграничить случаи привлечения гражданина к административной и уголовной ответственности. Так, нарушение правил, регламентирующих рыболовство, служит основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.17, ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемых деяний, предусмотренных ст. 256, 258.1 УК РФ. При этом квалификации по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ подлежат действия (бездействие) лиц, нарушивших правила, регламентирующие рыболовство во внутренних водах РФ (на водных объектах рыбохозяйственного значения, включая Каспийское море), не являющихся внутренними морскими водами.
Цена вопроса
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к административной либо уголовной ответственности должностные лица исходят в том числе и из размера ущерба, причиненного незаконными действиями гражданина. Размер взыскания за ущерб, в свою очередь, исчисляется на основании такс, установленных Правительством РФ. В настоящий момент действуют таксы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 25.05.1994 515 (далее –Постановление № 515), которое содержит детальный перечень видов рыбы и соответствующую таксу за один ее экземпляр (независимо от размера и веса).
Например, один экземпляр семги или лосося оценен в 1250 руб., форели –в 250 руб. и т. д. Таким образом, если у гражданина, нарушающего правила рыболовства, будет обнаружено не более 80 экземпляров семги или не более 400 экземпляров форели, то он будет привлечен к административной ответственности, а если рыбы будет больше (то есть окажется превышена сумма в 100 тыс. руб. (крупный ущерб) и, тем более, в 250 тыс. руб. (особо крупный ущерб)), то –к уголовной.
Однако следует иметь в виду, что Минсельхоз России предложил поправки в Постановление № 515 в части изменения таксы для отдельных видов рыбы. В результате такса может резко увеличиться. Например, один экземпляр семги или лосося предлагается оценить в 13 675 руб., один экземпляр форели –в 852 руб. и т. д.
Если это произойдет, то уголовная ответственность будет грозить уже в случае вылова гражданином (или компанией рыболовов-любителей в совокупности) более восьми экземпляров семги или лосося, более 117 экземпляров форели. Таким образом, будет осуществлена криминализация нарушений правил рыболовства и многие деяния, которые ранее квалифицировались как административное правонарушение и наказывались не слишком строго, превратятся в уголовно наказуемые с перспективой лишения свободы.
С одной стороны, данная мера представляется оправданной. В том числе и из-за несоблюдения правил рыболовства (мягкого наказания нарушители не боятся), состояние множества водоемов является весьма плачевным, а многие виды рыбы оказываются под угрозой исчезновения. С другой стороны, увеличивается риск того, что гражданин, допустивший нарушение по незнанию, может быть привлечен сразу к уголовной ответственности, что будет являться жесткой, а, возможно, и чрезмерной мерой.
Вот почему всем, кто увлекается рыбной ловлей, важно знать основные правила, установленные государством в сфере рыболовства, соблюдать их и следить за изменениями в регулировании. Рыбалка –это не только приятное времяпрепровождение, но и большая ответственность перед природой и государством.
1 Перечень особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства утвержден Приказом Росрыболовства от 16.03.2009 № 191.