Федеральная антимонопольная служба разработала законопроект, предусматривающий порядок освобождения от ответственности или смягчения ответственности участника антиконкурентного соглашения за его заключение в случае добровольного сообщения о таком соглашении.
В последние годы ФАС России вышла на «тропу войны» с картелями. Антиконкурентные соглашения и согласованные действия рассматриваются ведомством как одни из самых опасных нарушений антимонопольного законодательства, которые наносят вред потребителям, не стимулируя производителей к снижению цен, повышению качества и ассортимента продукции и услуг, развитию инноваций.
При этом, как отмечают представители антимонопольной службы, с развитием цифровых технологий стало намного сложнее выявлять и доказывать подобные антиконкурентные соглашения. Так, на прошедшем 24 ноября Евразийском форуме по картелям статс-секретарь — заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский констатировал в своем докладе, что при существующем уровне автоматизации договорных процессов может не быть живых свидетелей: «Кого признать виноватым, когда сговорились два робота? Надо менять механизм расследования таких дел, все методики и дефиниции, весь понятийный аппарат, связанный с картелями, формировать новую доказательную практику таких дел в судах» (подробнее по ссылке: https://fas.gov.ru/news/23398).
В такой ситуации важно стимулировать участников оборота к добровольному предоставлению информации о заключении антиконкурентных соглашений или участии в согласованных действиях.
Эффективным механизмом, по мнению ФАС России, в таком случае является применение программ освобождения от ответственности и смягчения ответственности. При этом антимонопольным органам использование подобных программ позволяет получить информацию об антиконкурентных соглашениях и согласованных действиях, в том числе об их продолжительности, конкретных проявлениях, включая доказательства. В свою очередь участникам антиконкурентных соглашений или согласованных действий программы освобождения или смягчения ответственности предоставляют возможность прекратить нарушение с наименьшими потерями для своей экономической устойчивости.
Соответствующие условия освобождения или смягчения административной ответственности для лиц, добровольно сообщивших в антимонопольный орган о заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения или участии в согласованных действиях, предусмотрены в прим. 1 и 5 к ст. 14.32 КоАП РФ.
Практика применения указанных положений свидетельствует о возрастании их роли при расследовании картелей и иных антиконкурентных соглашений. Так, в 2014 г. в антимонопольные органы было подано 28 таких заявлений, в 2015 г. — 46, а в 2016 г. — 91 заявление.
Между тем в настоящее время законодательство не регулирует процедуру реализации механизма освобождения (снижения) ответственности за сообщение информации о нарушении. Для сравнения: в зарубежных странах для определения очередности (приоритетности) поступивших заявлений о смягчении ответственности довольно детально урегулирована процедура их приема и регистрации, вплоть до описания требований к обеспечению сохранности конфиденциальности информации (в запечатанном конверте, сопроводив надписью «Конфиденциально; заявление в рамках «Leniency»), а также порядка учета заявлений, поступивших по электронной почте, по телефону, устно, заказным письмом с уведомлением, и присвоения им очередности поступления в соответствии с датой и временем посещения офиса антимонопольного органа. Нередко нормативно описывается порядок применения «системы маркеров», которая дает возможность гарантировать «место в очереди» на смягчение ответственности за участие в картеле. Также необходимо отметить, что законодательство зарубежных стран предусматривает возможность обращения с заявлением на получение «маркера» на «гипотетической», анонимной основе.
Регламентация таких процедурных вопросов, по мнению антимонопольного ведомства, будет способствовать повышению уровня прозрачности правоприменения, устранению коррупционных рисков и, как следствие, повышению эффективности борьбы с антиконкурентными соглашениями и согласованными действиями. Чтобы устранить имеющийся в российском законодательстве пробел, ФАС России разработала проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“» (опубликован на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/10-17/00074495).
В проекте предлагается закрепить, что хозяйствующий субъект (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством), заключивший ограничивающее конкуренцию соглашение или осуществивший ограничивающие конкуренцию согласованные действия, в целях смягчения или освобождения от ответственности вправе подать в антимонопольный орган добровольное сообщение о заключении такого соглашения или осуществлении таких действий. Затем в течение десяти рабочих дней с даты регистрации сообщения антимонопольный орган обязан будет рассмотреть сообщение и заключить с обратившимся хозяйствующим субъектом соглашение, определяющее порядок и сроки сотрудничества хозяйствующего субъекта и антимонопольного органа в целях установления антимонопольным органом события нарушения антимонопольного законодательства и освобождения хозяйствующего субъекта, обратившегося с сообщением, от ответственности или смягчения такой ответственности. Антимонопольный орган должен будет также принимать меры, направленные на недопущение разглашения третьим лицам информации о поступившем сообщении и его содержании.
Соглашение заключается с лицом, первым обратившимся с сообщением о нарушении. При этом перед направлением сообщения хозяйствующий субъект получит право анонимно обратиться в антимонопольный орган с запросом о наличии сообщения о заключении антиконкурентного соглашения иным участником такого соглашения. В случае же отказа заявителя от заключения соглашения о сотрудничестве в целях освобождения от ответственности после регистрации сообщения либо в случае прекращения действия соглашения о сотрудничестве антимонопольный орган обязан будет предложить заключить соглашение о сотрудничестве в целях освобождения от ответственности заявителю, сообщение которого было зарегистрировано следующим по порядку.
Соглашение о сотрудничестве должно содержать в том числе:
-
описание нарушения антимонопольного законодательства, в отношении которого подано сообщение с указанием сведений о товаре, в отношении которого заключено соглашение или осуществлялись согласованные действия, о территории, на которую распространяло действие соглашение или согласованные действия, о времени действия соглашения или осуществления согласованных действий, об иных известных заявителю хозяйствующих субъектах — участниках соглашения или согласованных действий, о содержании и исполнении договоренности или согласованных действий хозяйствующих субъектов — участников соглашения или согласованных действий;
-
указание на федеральный закон, предусматривающий ответственность за заключение соглашения, осуществление согласованных действий;
-
действия, которые заявитель обязуется совершить при выполнении им обязательств, указанных в соглашении о сотрудничестве, а также перечень сведений и документов, которые заявитель обязуется представить в антимонопольный орган для выявления антимонопольным органом нарушения антимонопольного законодательства; срок в течение которого должны быть совершены такие действия;
-
смягчающие обстоятельства и законодательство Российской Федерации которые могут быть применены в отношении заявителя при соблюдении последним условий и выполнении обязательств, указанных в соглашении о сотрудничестве;
-
условие о том, что при соблюдении заявителем условий соглашения о сотрудничестве соглашение о сотрудничестве действует до момента прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении заявителя либо назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, до момента прекращения производства по уголовному делу либо до момента вступления приговора по уголовному делу в законную силу;
-
условие о прекращении действия соглашения о сотрудничестве в случае нарушения заявителем его условий;
-
условие о конфиденциальности содержания соглашения о сотрудничестве (в том числе для лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, потерпевших в деле об административном правонарушении, по уголовному делу).
Форма соглашения о сотрудничестве будет утверждаться ФАС России.
До 18 декабря проект будет проходить публичное обсуждение.