Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в оптовой торговле в III квартале нынешнего года остался в «зеленой области» и составил +4%. Эксперты отмечают, что отраслевой ИПУ сохраняется на этом уровне уже третий квартал подряд за счет мер жесткой экономии, которые используют топ-менеджеры оптовых компаний. Лучше всех «держатся на плаву» продавцы пищевых товаров, косметики и бытовых электротоваров.
Результаты опросов более 3000 руководителей оптовых торговых организаций, проведенные в июле — сентябре Росстатом, не выявили заметных изменений в динамике отрасли не только по сравнению с предшествующими кварталами 2017 г., но и с аналогичным периодом прошлого года.
Функционирование оптовых компаний, по оценке экономистов Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, по-прежнему происходило в инерционном режиме. Несмотря на то что по некоторым индикаторам торгового процесса прослеживалось незначительное улучшение оценок, обстановка на рынке оптовой торговли не способствовала увеличению экономической активности и оставалась, скорее, консервативной.
Специфику сложившейся ситуации в сфере оптовой торговли подчеркивает полученное в III квартале значение главного композитного индикатора исследования — индекса предпринимательской уверенности, которое третий квартал подряд остается на отметке +4%.
Наибольшую активность среди предприятий отрасли демонстрировал сегмент поставок социально значимых товаров. Относительно II квартала в наиболее выигрышной позиции оказались фирмы, занимающиеся продажами пищевых продуктов (ИПУ увеличился c +3 до +5%), бытовых электротоваров (с –2 до +5%), а также парфюмерии и косметики (с 0 до +4%).
Оптовые компании, занятые продажами продукции производственно-технического назначения, показали меньшую активность. Большинство из них сохранили индикаторы деловой активности на уровне предшествующего квартала. Так, индекс предпринимательской уверенности фирм, поставляющих машины и оборудование, равнялся +4%, а компаний, которые заняты реализацией автотранспортных средств, составил +3%. Скромнее всего выглядели предприятия, продающие автомобильные детали, узлы и принадлежности (здесь ИПУ замер на нулевом уровне).
Даже в сложной ситуации есть два выхода
«Несмотря на некоторое смягчение большинства негативных трендов в показателях деятельности организаций, высокая степень зависимости оптовиков от потребительского и производственного сегментов обусловливает тот самый „застой“, который мы наблюдаем более года, — подчеркивает директор ЦКИ Георгий Остапкович. — Причем детализация предпринимательских оценок свидетельствует, что во главе стратегии оптовиков, заключающейся в сохранении уровня рентабельности в „новой реальности“, лежат все те же принципы и привычные инструменты, основанные на снижении издержек, сокращении штата, ценовом „подстраивании“ под совокупный спрос конечных потребителей — экономических агентов и домашних хозяйств».
Если сравнить результаты прошлых конъюнктурных опросов оптовых компаний с текущими оценками, то можно увидеть тенденцию к увольнению сотрудников, сокращению складских площадей, а также сдерживанию роста отпускных цен.
Вместе с тем очевидно, что добиваться роста эффективности компаний за счет применения таких мер предпринимателям становится все сложнее и без использования дополнительных «стратегических мощностей» будет трудно обойтись.
«Предприниматели, сами того не подозревая, оказались в очень уязвимой стадии своего развития, которая на самом деле предполагает в краткосрочном периоде только два варианта развития: медленный, но поступательный подъем или откат назад, — констатирует Г. Остапкович. — Период наблюдаемого „зависания“ подходит к концу в силу чисто объективных экономических закономерностей».
Например, совсем скоро наступит момент, когда предприниматели уже не смогут снижать ценовую планку в борьбе за рост портфеля заказов, так как это приведет к убыточности фирм. В этом случае на рынке начнут происходить банкротства и вытеснение мелких и средних оптовых предприятий, которые не смогут выдерживать конкуренцию с ценовой и ассортиментной политикой крупного опта.
Кредитование как драйвер покупательной активности
Некоторое улучшение делового климата в оптовых компаниях, реализующих товары социального назначения, особенно бытовую технику, по мнению аналитиков ЦКИ, объясняется резким ростом в последнее время потребительского кредитования населения. Данный вывод косвенно подтверждается динамикой роста товарооборота за январь — октябрь 2017 г., который, по сведениям Росстата, составил 100,8% к аналогичному периоду прошлого года. Причем рост продаж непродовольственных товаров равнялся 101,6%.
Конечно, существенный рост кредитования населения повышает потребительскую активность части домашних хозяйств, использующих эти средства для приобретения товаров. Однако увеличение кредитования происходит в значительной мере за счет граждан с низкими и частично — средними доходами. Поэтому появляются риски закредитованности этой группы населения и в дальнейшем — снижения их уровня жизни и покупательной активности.
«Пока ситуация с ростом потребительского кредитования не вызывает чрезмерного беспокойства, — комментирует ситуацию глава ЦКИ. — Тем более что сегодняшние объемы потребительского кредитования в России значительно ниже, чем в странах еврозоны и США, что влечет за собой более низкую стоимость обслуживания этих долгов даже с учетом высоких процентных ставок. Вместе с тем чрезмерная интенсификация данного процесса может иметь в дальнейшем негативные последствия как для экономики в целом, так и для населения».
Рост потребительской активности в сегменте непродовольственных товаров частично также вызван устойчивым помесячным увеличением реальной заработной платы, которая составляет примерно 65% в структуре реальных денежных доходов граждан.
Наконец, население, по всей вероятности, вынуждено постепенно реализовывать свой отложенный спрос из-за кризиса доходов (особенно в 2015—2016 гг.) на товары длительного пользования в силу жизненной необходимости — замены стареющей и уже малопроизводительной бытовой техники.
Динамика индекса предпринимательской уверенности в различных сегментах оптовой торговли, %
|
II кв. 2017 |
III кв. 2017 |
---|---|---|
Пищевые товары |
+3 |
+5 |
Бытовые электроприборы |
–2 |
+5 |
Парфюмерия и косметика |
0 |
+4 |
Машины и оборудование |
+4 |
+4 |
Автотранспортные средства |
+3 |
+3 |
Автомобильные детали, узлы и принадлежности |
0 |
0 |
Источник: Росстат, ВШЭ |