По оценке Союза российских пивоваров, за десять месяцев 2017 г. российский рынок пива сократился на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. Основными причинами падения продолжают оставаться запрет выпуска пива в пластиковой упаковке объемом более 1,5 литра, избыточное регулирование пивоваренной отрасли, неблагоприятные погодные условия. Вместе с тем, по мнению пивоваров, падение пивоваренного рынка поддерживается снижением уровня потребления алкоголя среди россиян. Процесс деалкоголизации населения подтверждается данными социологов и положительной динамикой продаж безалкогольного пива.
По данным Росстата, производство пива в январе — октябре 2017 г. показало спад на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В октябре 2017 г. производство выросло на 5,4% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г., но снизилось на 6,8% по сравнению с сентябрем 2017 г.
По данным единой межведомственной информационно-статистической системы, продажи пива в январе — сентябре 2017 г. сократились на 14%.
По оценке Союза российских пивоваров, в январе — октябре 2017 г. фактор неблагоприятной погоды оказал существенное воздействие на выпуск пива (–1,7%). Однако наиболее заметно на рынке сказался запрет на продажу пива в пластиковой таре объемом более 1,5 литров, вступивший в силу в январе 2017 г. для производителей и в июле 2017 г. для продавцов.
Введенные в предыдущие годы избыточные регулятивные меры также продолжают тянуть отрасль вниз. «Этот негативный тренд может быть преодолен только через совершенствование законодательства. В связи с чем назрела объективная необходимость модернизации регулирующей отрасль нормативно-правовой базы в соответствии с новыми рыночными реалиями, в том числе Федерального закона № 171-ФЗ», — считают в отраслевом объединении. По мнению участников рынка, модернизация не должна предполагать кардинальных изменений: только некоторые доработки, которые тем не менее позволят эффективно регулировать алкогольную отрасль с учетом реалий и особенностей производства, оборота, хранения различных категорий алкогольных напитков.
Производство безалкогольного пива растет
На фоне падения объемов производства алкогольного пива единственным сегментом пивоварения, которое показывает положительную динамику, остается производство и продажа пива безалкогольного. Так, по оценкам основных участников рынка, рост объемов продаж безалкогольного пива по итогам девяти месяцев составил 5,6%.
Сегмент безалкогольного пива в III квартале 2017 г. занял 1,6% всего рынка пива, продемонстрировав рост как по отношению к предыдущему кварталу, так и по сравнению с девятью месяцами прошлого года. Основными причинами роста продаж безалкогольного пива стало то, что компании начали развивать это направление бизнеса, сделав значительные инвестиции в высокотехнологичное оборудование, рекламу и продвижение продукции. Развитие сегмента безалкогольного пива полностью отвечает задачам государства по деалкоголизации населения, что также соответствует тренду на здоровый образ жизни.
Согласно данным Федерального казначейства, акцизные поступления от оборота пива, производимого в России, в январе — августе составили 100,2 млрд руб., что на 1,6% меньше аналогичного показателя предыдущего года.
Несмотря на то что в 2017 г. ставка акциза на пивоваренную продукцию выросла на 1 руб. (+5%) и достигла 21 руб. за 1 литр продукции, падение производства не позволило бюджету получить запланированные доходы.
Союз российских пивоваров полагает, что рост ставки акциза способствует увеличению на рынке количества недобросовестных производителей, которые уклоняются от уплаты акцизов. Динамика поступлений акцизов от пивоваренной отрасли будет лучше, если государство начнет жестко пресекать практику неуплаты акцизов недобросовестными производителями при помощи существующих контрольно-надзорных механизмов в рамках действующего законодательства.
Россияне считают, что стали меньше выпивать
Союз российских пивоваров сохраняет свой прогноз, что пивоваренный рынок завершит 2017 г. с падением в переделах 5% к уровню прошлого года. Одним из драйверов преодоления спада мог бы стать сегмент безалкогольного пива, и его потенциал в случае сохранения существующих маркетинговых возможностей достаточно высок.
Более трети россиян ведут абсолютно трезвый образ жизни, говорят данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Результаты опросов фиксируют снижение уровня потребления алкоголя в нашей стране: так, если в 2009 г. о том, что вовсе не пьют спиртного, сообщали 25% россиян, то в 2017 г. — уже 39% (среди женщин и 18—24-летних — по 47%).
По данным социологов, выпивают время от времени 59% граждан, однако в подавляющем большинстве случаев — не чаще нескольких раз в месяц, а 44% потребителей говорят, что в последний год стали пить меньше (об увеличении объемов потребляемого алкоголя сказали лишь 4%).
В целом по выборке два-три раза в месяц употребляют алкогольные напитки 16% респондентов, среди мужчин — 23% (против 11% среди женщин), а в различных возрастных группах выше всего эта доля среди 25—34 и 35—44-летних (22% и 21% соответственно).
Все виды алкоголя в той или иной степени негативно влияют на здоровье людей — считают более трех четвертей опрошенных (80%), причем даже в группах потребителей спиртного эта доля не опускается ниже 65%. С тем, что существуют безвредные для организма алкогольные напитки, согласны только 15% респондентов (прежде всего в качестве примера они называют различные вина).
Вопрос о том, какой способ употребления алкоголя наиболее предпочтителен, для большинства россиян неясен (58% не смогли дать определенного ответа). Остальные скорее склоняются к тому, что лучше пить часто и помалу (28%), нежели редко, но большими порциями (14%).
«Важный тренд, который мы фиксируем на протяжении последних нескольких лет, — устойчивое снижение доли потребления так называемых бытовых наркотиков. При этом речь идет не только об алкогольной продукции, но и о потреблении табака», — прокомментировал данные опроса руководитель практики информационной политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ Кирилл Родин. По его словам, здоровый образ жизни как самостоятельная ценность получает все большее распространение. Стоит отметить, что наиболее ярко эти тенденции проявляются в молодежной среде.
К сведению
ФАС России одобрила слияние AB InBev и Efes в России
Служба приняла решение о предварительном согласовании взаимосвязанных сделок по слиянию бизнесов пивоваренных компаний AB InBev и Efes на территории России. По подсчетам ведомства, объединенная компания займет около четверти оптового рынка пива и пивных напитков.
Крупнейший в мире пивоваренный концерн Anheuser-Busch InBev (AB InBev), со штаб-квартирой в Бельгии, и Anadolu Efes (Efes), самая крупная пивоваренная компания Турции, заключили соглашение о намерениях по объединению своих бизнесов на территории России и Украины в равных долях.
Данное решение является следствием сделки по слиянию AB InBev с SABMiller, которая завершилась в октябре 2016 г., в результате чего AB InBev получила 24% акций Anadolu Efes.
В сентябре 2017 г. эти компании подали в ФАС России два ходатайства о получении предварительного согласия антимонопольного органа на совершение взаимосвязанных действий, в результате которых будут объединены российские активы двух пивоваренных групп.
По итогам всестороннего изучения представленных документов, а также учитывая результаты проведенного ранее анализа состояния рынка пивоваренной продукции в Российской Федерации, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что объединение активов компаний не приведет к ограничению конкуренции на оптовом рынке пива и пивных напитков в границах Российской Федерации.
В результате осуществления заявленных действий образуется общая группа лиц с долями на оптовом рынке пива и пивных напитков около 25%. В ведомстве считают, что такое изменение экономической концентрации создаст лучшие условия для развития конкуренции, позволит усилить мотивацию как непосредственно участников сделки, так и их конкурентов, в первую очередь ООО «Пивоваренная компания Балтика», имеющего в соответствии с проведенным анализом рынка пива и пивных напитков долю 30,7%, для новых инвестиций в российскую экономику.
«Согласование этой сделки станет дополнительным сигналом иностранным инвесторам не бояться инвестировать средства в российскую экономику», – заявил глава ФАС России Андрей Цариковский. В свою очередь руководство объединяемых компаний считает, что планируемое партнерство компаний в России и Украине укрепит конкурентные позиции брендов AB InBev и Anadolu Efes на этих рынках и будет способствовать дальнейшему развитию. Обладая диверсифицированным портфелем брендов и более широким ассортиментом сортов пива для потребителей, объединенная компания будет стремиться занять лидирующую позицию на рынках России и Украины. Кроме того, слияние позволит укрепить партнерские отношения AB InBev с Anadolu Efes и увеличить стоимость доли AB InBev в портфеле Anadolu Efes.