Изменения в главу 30 «Налог на имущество организаций» и главу 31 «Земельный налог» НК РФ внесены федеральными законами от 27.11.2017 № 335-ФЗ и № 353-ФЗ. Законодатели откорректировали порядок применения налоговых льгот, а в отношении земельного налога еще и уточнили правила определения налоговой базы и суммы налога.
Льгота по движимому имуществу
Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ (далее — Закон № 335-ФЗ) окончательно передал льготу по движимому имуществу в регионы. У этого вопроса богатая история.
Началось все осенью прошлого года, после того как Правительство РФ одобрило Основные направления налоговой политики на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. Они предусматривали поэтапную отмену действующих налоговых льгот, установленных на федеральном уровне по региональным и местным налогам, с передачей соответствующих полномочий на региональный (местный) уровень.
Буквально сразу же эти планы были воплощены в жизнь в отношении налога на имущество организаций. Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ дополнил главу 30 НК РФ ст. 381.1. Согласно ей применение льготы, установленной в п. 25 ст. 381 НК РФ, будет возможно на территории субъекта РФ, если региональные власти примут соответствующий закон. Напомним, что сейчас в соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ не облагается налогом движимое имущество, принятое на баланс в качестве основных средств с 1 января 2013 г.
Понятно, что если регион по каким-то причинам не примет такой закон, то и льготой воспользоваться не получится. Поправка должна была вступить в силу с 1 января 2018 г.
Однако год спустя Правительство РФ решило перенести на год передачу льготы по движимому имуществу в регионы. В Госдуму был внесен законопроект № 274631-7, который предусматривал сохранение льготы на федеральном уровне до 2019 г. Законопроект успешно прошел только первое чтение. А вот после второго чтения в нем уже не говорилось о продлении льготы. Именно в таком виде он и был принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ.
Вот какие поправки ожидают плательщиков налога на имущество в части льготы по движимому имуществу. Итак, как и планировалось, Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ, который ввел в главу 30 НК РФ ст. 381.1, вступит в силу с 1 января 2018 г. Кроме того, Закон № 335-ФЗ ввел в данную норму п. 2. В нем сказано, что законом субъекта РФ в отношении движимого имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более трех лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения. Дополнена новым п. 3.3 ст. 380 НК РФ. Согласно этой норме налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении движимого имущества, которое не освобождено от налогообложения в соответствии со ст. 381.1 НК РФ, не могут превышать в 2018 г. 1,1%.
Нововведения для земельного налога
Федеральный закон от 27.11.2017 № 353-ФЗ внес изменения в ст. 395 НК РФ. Напомним, что в ней содержится перечень организаций, которые освобождаются от обложения земельным налогом. Со следующего года в этой норме появится новый п. 2. Он будет касаться:
-
организаций — резидентов ОЭЗ (подп. 9 п. 1 ст. 395 НК РФ);
-
судостроительных организаций, имеющих статус резидентов промышленно-производственной ОЭЗ (подп. 11 п. 1 ст. 395 НК РФ);
-
организаций — участников СЭЗ (подп. 12 п. 1 ст. 395 НК РФ).
Сейчас вышеназванные компании в определенных случаях не платят земельный налог. Новый п. 2 ст. 395 НК РФ ввел следующую норму. Если в период применения налоговых льгот осуществлены раздел или объединение земельных участков, то в отношении образованных в результате раздела или объединения земельных участков налоговые льготы, указанные в подп. 9, 11 и 12 п. 1 ст. 395 НК РФ, не применяются.
Поправки затронули и положения п. 1 ст. 391 НК РФ, в которой установлен порядок определения налоговой базы по земельному налогу. Данная норма Кодекса благодаря Закону № 335-ФЗ получила следующее уточнение. Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
И последняя новация по земельному налогу. Она касается расчета суммы налога с применением коэффициента. Все тот же Закон № 335-ФЗ ввел в ст. 396 НК РФ п. 7.1. В нем сказано, что в случае изменения в течение налогового (отчетного) периода вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента. Он определяется в том же порядке, что установлен в п. 7 ст. 396 НК РФ.
Следует отметить, что Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ в ст. 391 и 396 НК РФ были внесены аналогичные поправки. Только они касались изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую. Пунктом 3 ст. 7 Закона № 335-ФЗ указанные поправки исключены из Федерального закона от 30.09.2017 № 286-ФЗ.